«Наш долг — делать больше»: как бизнес-школы могут помочь планете | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Наш долг — делать больше»: как бизнес-школы могут
помочь планете

Какой вклад в спасение Земли должно внести бизнес-образование

Авторы: Амелия Уайтлоу , Даниэль Хальбхеер , Дженнифер Ховард-Гренвилл , Катель Ле Гульвен , Кнут Хаанес , Консепсьон Гальдон , Майк Розенберг , Питер Туфано

«Наш долг — делать больше»: как бизнес-школы могут помочь планете
Фото: Robert Brook/Getty Images

читайте также

Шесть советов, которые помогут не тратить деньги на ненужные технологии

Дженни Келер,  Махадева Мэтт Мани,  Пол Лейнванд

Семь секретов суперпродуктивных людей

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

«Harvard Business Review — Россия», №130: самое интересное

Редакция «HBR — Россия»

Титаническое усилие

Евгения Чернозатонская

читайте также

Наряду с главами правительств и неправительственных организаций представители бизнеса и научного сообщества были широко представлены на 26-й Конференции ООН по изменению климата (COP26). В составе участников оказалось множество ученых и гендиректоров. И все-таки во время обсуждения конкретных шагов в связи с изменениями климата бросалось в глаза отсутствие одной группы — бизнес-школ.

Доказательства изменения климата мы получаем уже в течение более чем сорока лет, но бизнес-школы значительно отстают в том, что касается признания этой важной проблемы и реагирования на нее. В некоторых случаях люди руководствуются политическими соображениями: многие ведущие школы базируются в США, где тема изменений климата крайне политизирована, из-за чего становится сложно напрямую заниматься решением этой проблемы. Преподаватели и исследователи, работающие в сфере менеджмента, также могут счесть, что им не хватает квалификации: изменение климата не являются темой, входящей в сферу научных интересов в бизнес-школах. Кроме того, существуют серьезные конкурентные вызовы, требующие внимания преподавателей и студентов в области бизнеса: например, цифровая трансформация и искусственный интеллект, представляющие собой более комфортные территории для исследователей менеджмента.

Но все это нельзя считать индульгенцией для бизнес-школ. Как организации, чьей миссией является улучшение практики менеджмента, бизнес-школы должны делать намного больше, чтобы распространять в деловом сообществе информацию об изменениях климата и демонстрировать, как бизнес и менеджмент могут ответить на этот серьезный вызов. Мы можем сделать очень и очень многое.

Мы эксперты в сфере трансформации бизнеса

Изменения климата влекут за собой беспрецедентные перемены, требующие от тех, кто связан с бизнесом, не только производить новые товары и услуги, но также оценивать и применять новые практики. Как компаниям быстро и существенно трансформировать свои бизнес-модели, модели мышления и культуры? Эти темы лежат в основе нашей преподавательской деятельности и большей части исследовательской работы, а также в обучении руководителей. И хотя мы не эксперты в вопросах изменений климата, многие из нас работают в университетах, где есть высококвалифицированные кадры, а также доступ к новейшим, востребованным сегодня знаниям, технологиям и инновациям. Мы обладаем необходимым потенциалом, чтобы объединить квалификацию наших преподавателей в сфере бизнеса со специальными знаниями ученых и инженеров, а также с практическими знаниями бизнес-структур, с которыми мы ежедневно взаимодействуем.

Мы эксперты в том, что касается оценки эффективности и отдачи

Бизнесу нужно понимать, как изменения климата влияют на его затраты и выпуск, а также на рынки, рассчитанные на его продукцию и финансирование. Какой набор критериев — как для внешней, так и для внутренней отчетности — позволит нам убедиться в том, что компании, инвесторы, потребители и другие участники процесса обладают надежной и достоверной информацией, помогающей с уверенностью принимать решения? Как финансовые рынки учитывают загрязнение атмосферы и другие климатические факторы при формировании цен на активы? Как нам отличить четкие шаги, приносящие ощутимую пользу, от «зеленого камуфляжа» (так называемого «гринвошинга») или от менее циничной ситуации, когда стремление к устойчивому развитию ограничивается намерениями (так называемого «гринвишинга»)? Объявление о создании Совета по международным стандартам в области устойчивого развития (ISSB) в ходе COP означает, что мы должны не только больше задумываться о значимости и надежности отчетности, связанной с климатом, но и воспитывать поколение аудиторов, которые смогут подтвердить надежность предоставляемых нами данных. Как реструктурировать ценные бумаги и процессы управления рисками, чтобы это отражало ситуацию в сфере климата?

Мы эксперты по вопросам ведения бизнеса

Экологический след многих фирм в целом ряде секторов не ограничивается пределами их собственного бизнеса и распространяется по разным участкам их производственно-сбытовой цепочки. Трудно (если не сказать — невозможно) напрямую влиять на поставщиков, потребителей или партнеров, с которыми вы поддерживаете отношения на расстоянии. И все же мы обладаем обширными знаниями о том, как работают внутри производственно-сбытовой цепочки поощрения, контракты и сотрудничество, а также осведомлены о технических аспектах ведения бизнеса и его оптимизации. Какие меры могут принять фирмы в рамках своей производственно-сбытовой цепочки, чтобы уменьшить экологический след коллективным, эффективным и действенным способом? Каким образом они могут реорганизовать свои технологические процессы и производственно-сбытовые циклы, чтобы лучше приспособиться к возможным резким колебаниям погоды? Как компании осознают преимущества использования циркулярного подхода к потреблению ресурсов и одновременного с этим уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду?

Мы эксперты в области маркетинга

За последние десятилетия паттерны потребления в развитых и развивающихся странах напрямую связаны с чрезвычайной климатической ситуацией. Как фирмам (и правительствам) развивать маркетинговые стратегии, помогающие приучить потребителей и компании делать выбор в пользу менее углеродоемкого образа жизни, — к примеру, убедить их использовать варианты передвижения без выбросов CO2 или с низким уровнем выбросов? Обладая глубоким пониманием потребительского поведения и маркетинговых стратегий, могут ли исследователи бизнеса показать компаниям, как мотивировать потребителей формировать предпочтения и привычки, менее вредные для окружающей среды?

Мы эксперты по руководству организациями

Тема лидерства занимает центральное место во всех бизнес-школах вместе с ключевыми идеями, связанными с организационными изменениями, организационным дизайном, целесообразностью и вопросами подобного рода. Как нужно адаптировать эти модели руководства, когда мы думаем о долговременных и значительных последствиях климатических изменений? Можем ли мы переосмыслить свои модели организационной адаптации, многие из которых возникли в совершенно других условиях и больше не подходят для этой цели? Для изменения систем и сотрудничества потребуются руководители, способные преодолевать границы.

Мы эксперты в вопросах поощрения и управления

Вместе с коллегами, работающими в юридических школах, исследователи сферы бизнеса активно изучают вопросы управления и контроля. За последние десятилетия мы сосредоточились на создании механизмов управления и поощрения для увеличения акционерной стоимости. Как можно использовать наработанные идеи — например, меняя уровень вознаграждения руководства или структуру совета директоров, — чтобы улучшить управление транспортными компаниями с целью усиления декарбонизации? Если выйти за пределы одной фирмы, как способствовать созданию эффективных моделей и механизмов делового сотрудничества таким образом, чтобы они не вступали в противоречие с антимонопольными правилами или не приводили к усилению погони за рентой? Как измерить эффективность такого сотрудничества? Если речь идет об увеличении поощрения, как использовать налоговые системы, чтобы преобразовать корпоративную деятельность с учетом изменений климата?

Сектору бизнес-школ, безусловно, есть на что опереться в этом вопросе. Передовые исследователи уже давно уделяют пристальное внимание вопросам окружающей среды и экологичности. В последнее десятилетие значительно возрос интерес исследователей бизнеса к изменениям климата, чему способствуют редакционные статьи и тематические выпуски ведущих журналов, посвященных каждой из наших дисциплин. В аудиториях эти вопросы все чаще обсуждаются в рамках базовых и специальных курсов, что свидетельствует о значительных изменениях в учебном плане, поддерживаемых нашими органами по аккредитации. Наблюдается позитивная динамика в том, что касается ранжирования и поощрения бизнес-школ, готовых включить эти темы в расписание.

И все-таки наш долг — делать больше. Если бизнесу необходимо занять ведущие позиции на пути решения проблем климата, то и мы должны следовать этим курсом, даже если это не всегда нам удобно.

Мы объединились с нашими руководителями — представителями восьми ведущих и соперничающих друг с другом бизнес-школ Европы, — чтобы активизировать действия по достижению целей Парижского соглашения и Рамочной конвенции ООН об изменениях климата в рамках инициативы «Бизнес-школы за лидерство в области климата» (Business Schools for Climate Leadership). Мы убеждены, что совместный вклад в создание растущего сообщества ответственных и образованных лидеров бизнеса будет значительно превосходить объем усилий каждой бизнес-школы в отдельности. Осуществление изменений системы как правило требует кросс-секторального сотрудничества; чрезвычайные обстоятельства климатического кризиса требуют, чтобы бизнес-школы экспериментировали с новыми способами быстрого и эффективного взаимодействия.