Пять оттенков любопытства | Большие Идеи

・ Наука
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять
оттенков любопытства

Что вызывает жажду знаний

Авторы: Дэвид Дисабато , Карл Нотон , Тодд Кашдан , Фэллон Гудман

Пять оттенков любопытства
Фото: Christina Gandolfo

читайте также

Как фальшивые отзывы влияют на продажи в интернете

Бретт Холленбек,  Давиде Прозерпио,  Шерри Хе

Талантливые сотрудники. Беседа с Айвором Тифенбруном

Гардинер Морс

Почему менеджеры не слушают своих сотрудников

Виджайя Венкатарамани,  Субра Тангирала,  Элад Шерф

Смена пола без отрыва от работы

Дженника Уебстер,  Катина Сойер,  Кристиан Торогуд

Психологи собрали множество данных о пользе любознательности. Она делает нас умнее: в одном исследовании любопытные дети от 3 до 11 лет улучшали свои результаты в тестах на интеллект сильнее, чем нелюбознательные. Она повышает выносливость: даже просто описывая день, когда нам было интересно, мы ощущаем на 20% больший прилив сил, чем рассказывая о периоде безмятежного счастья. Она заставляет нас погружаться в задачу, лучше работать и достигать целей: любознательные студенты-психологи получали больше удовольствия от лекций (и более высокие оценки), а также записывались на большее число курсов по данной дисциплине.

С 1950-х годов психологи пытаются объяснить, что делает людей любопытными. Сегодня мы уже не рассматриваем любопытство как единое качество, а выделяем в нем несколько аспектов. Пришло время спрашивать не «Любопытны ли вы?», а «Что движет вашим любопытством?».

Краткая предыстория

В 1950-х годах психолог Дэниел Берлайн одним из первых предложил комплексную модель любопытства. Он считал, что все мы стремимся к оптимальному состоянию между двумя крайностями: недостимуляцией (нехваткой задач, людей, сложных ситуаций) и сверхстимуляцией. При этом задействуются два описанных Берлайном механизма: диверсивное любопытство (когда от скуки мы ищем любые стимулы) и специфическое любопытство (когда при избытке стимулов пытаемся осмыслить происходящее и снизить возбуждение).

В 1994 году Джордж Левенштейн из Университета Карнеги — Меллон, опираясь на выводы Берлайна, предложил теорию «информационного пробела». Он утверждал, что любознательность рождается от ­понимания того, что у нас нет всей нужной информации: возникающее при этом чувство неопределенности заставляет нас искать недостающие сведения.

Но эти теории не объясняют, например, что заставляет туристов посещать музеи, предпринимателей — изучать результаты бета-тестирования, и всех нас — с головой погружаться в чтение интересных книг. В 1970-е Эдвард Деси из Университета Рочестера пришел к выводу, что любопытство также связано с нашей склонностью «искать новое и преодолевать трудности, развивать и применять свои способности, исследовать и учиться». Оно нужно нам не только для борьбы с дискомфортом, но и для удовольствия.

Психолог Марвин Цукерман из Университета Делавэра с 1960-х по 2000-е изучал страсть людей к острым ощущениям и риску ради ярких и разнообразных эмоций, а Бритта Реннер из Университета Констанц с 2006 года исследует социальное любопытство — интерес к тому, как мыслят, чувствуют и действуют другие люди.

Пятифакторная модель

Обобщив эти и другие исследования, мы с Патриком Макнайтом из Университета Джорджа Мейсона создали пятифакторную модель любопытства. Первый фактор — это чувствительность к депривации, то есть умение заметить пробел в знаниях, заполнение которого даст облегчение. Люди с такой чувствительностью готовы без устали корпеть над решением задачи.

Второй фактор — радость исследователя, то есть глубокий интерес к миру. Это приятное состояние, дающее ощущение полноты жизни.

Третий фактор — социальное любопытство: стремление говорить с людьми, слушать их и наблюдать за ними, чтобы понять, что они думают и как действуют. Человек — социальное существо, и сбор сведений о других очень важен для нас: это лучший способ узнать, кто друг, а кто враг.

Четвертый фактор — стрессоустойчивость, то есть способность справляться с беспокойством по поводу чего-то непривычного. Те, кому недостает этого качества, видят информационные пробелы, испытывают интерес к миру и поведению людей, но боятся исследовать новое.

Пятый фактор — любовь к острым ощущениям, готовность рисковать ради разнообразных ярких переживаний. Для людей с таким типом любопытства волнение от столкновения с чем-то новым — цель, а не помеха.

Мы проверили эту модель несколькими способами. Совместно с Time Inc. мы провели опросы в разных штатах, чтобы выяснить, какие типы любопытства наиболее продуктивны и дают максимум отдачи. Так, радость исследователя дает самое сильное позитивное переживание, стрессоустойчивость позволяет удовлетворить потребности в признании и самоидентификации, социальное любопытство связано с ощущением себя как доброго, щедрого и скромного человека.

Совместно с Merck KGaA мы изучили отношение людей к любопытству на работе. Опрос 3 тыс. рабочих в Китае, Германии и США показал: 84% считают, что это качество стимулирует рождение новых идей, 74% — что оно помогает развитию таланта, 63% — что оно способствует карьерному росту. Согласно другим исследованиям, четыре из пяти факторов (радость исследователя, чувствительность к депривации, стрессоустойчивость и социальное любопытство) улучшают результаты работы. Особенно важны два последних. Сотрудники, боящиеся стресса, избегают сложных задач, не критикуют действия других, больше нервничают и отдаляются от коллектива. А социальное любопытство помогает справляться с конфликтами, принимать помощь, выстраивать связи, заручаться доверием. Самые творческие люди и команды обычно отличаются стрессоустойчивостью и социальным любопытством.

Взгляд на любопытство как на единое качество не позволяет понять, как оно влияет на успех. Чтобы раскрыть потенциал сотрудников и создать коллектив, где целое больше суммы частей, нужен более тонкий подход.

Проверить собственную любознательность и сравнить свои результаты с данными репрезентативной выборки по США вы можете по ссылке.