Уроки Tesla | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Уроки
Tesla

Чему может научить инноваторов компания Илона Маска

Авторы: Джефф Дайер , Натан Ферр

Уроки  Tesla
Фото: South China Morning Post/HBR Staff/Getty Images

читайте также

Хватит собирать информацию о клиентах

Сирлз Док

Почему жизнь за границей помогает карьере

Адам Галински,  Джексон Лу,  Отилия Ободару,  Уильям Мэддакс,  Хайо Адам

Чем для вас измеряется успех?

Борис Гройсберг

Наш враг недосып

Фрайэр Бронуин

Мало у каких компаний есть столько же фанатов и ненавистников, как у Tesla. Когда Tesla выпускает что-нибудь новое, мир разделяется надвое. Например, одни видят в новом пикапе Cybertruck очередное доказательство, что основатель Tesla Илон Маск оторван от реальности и обречен на провал, а другие его покупают: за месяц компания получила 200 тыс. предзаказов на новую модель. Для сравнения: лидером продаж за 2018 год стал Ford-150 — во всем мире было продано чуть больше миллиона автомобилей этой модели.

Но ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что Tesla развернула вектор развития автомобильной отрасли в направлении электромобилей, а ее выручка продолжает расти (в 2019 году она превысила $20 млрд). К началу 2020 года Tesla стала лучшей автомобильной компанией по суммарной выручке, росту продаж и долгосрочной стоимости акционерного капитала. Действия компании многим кажутся безумными, но в них явно есть смысл.

Мы исследуем технологии и инновации, и один из вопросов, которые нас интересуют, — как инноваторы коммерциализируют новые технологии. Мы взяли интервью у Илона Маска, сооснователя Tesla Джей Би Штробеля и других важных сотрудников компании. Оказалось, что за хаотичным имиджем Tesla скрывается инновационная стратегия трансформации всей автомобильной индустрии, из которой можно извлечь уроки любому инноватору — например, о том, как завоевать поддержку инвесторов и как выводить на рынок новые технологии.

Чтобы понять стратегию Tesla, нужно разделить ее на два ключевых направления: громкие проекты, например, Cybertruck и Roadster 2.0 (который, по заявлениям компании, будет разгоняться быстрее любой другой массово произведенной машины в истории), и автомобили, на которые компания делает основную ставку: модели S, X, 3 и Y. У этих двух направлений разные задачи — получение ресурсов для коммерциализации и собственно коммерциализация. Но оба направления работают на единую цель — вывод инноваций на рынок.

Начнем с первой части стратегии. С нашей точки зрения, такие проекты, как Cybertruck, не призваны зарабатывать деньги. Их задача — привлекать внимание, подтверждать имидж Tesla как одной из самых инновационных компаний мира еще и для того, чтобы было легче заручиться поддержкой стейкхолдеров. Мы называем это инновационным капиталом.

Чтобы узнать, как заработать инновационный капитал, мы проанализировали множество научных работ, взяли интервью более чем у 100 инноваторов и провели количественный и качественный анализ инновационных компаний. Нам удалось выделить четыре фактора, которые можно описать следующими вопросами:

  • Кто ты такой?

  • С кем ты знаком?

  • Что ты сделал?

  • Как ты привлекаешь внимание к своим идеям?

Важно отметить, что с инновационным капиталом нельзя родиться: его можно только постепенно зарабатывать.

Проанализировав опыт Tesla, мы заметили, что Илон Маск прекрасно умеет зарабатывать инновационный капитал и использовать его для поддержки своих идей. Чтобы привлечь инвесторов для новых проектов, Маск не только напоминает о своих прошлых успехах в Paypal и Space X, но и применяет так называемые «усилители впечатлений». Например, на презентации Cybertruck Маск не просто вышел на сцену и рассказал о концепции, но и сразу представил машину в физическом виде, чтобы убедить скептиков. (Этот же прием он использовал, когда поставил ракету Space X перед Национальным музеем воздухоплавания и астронавтики). Кроме того, он распространяет идеи, проводя масштабные презентации для СМИ. Так, к примеру, демонстрация Cybertruck заставила сторонних наблюдателей говорить о компании и создавать ажиотаж.

Точно так же, когда Маск пишет в Twitter (где у него 29 млн подписчиков), что «у Roadster будет ~10 маленьких ракетных ускорителей», он вряд ли серьезно имеет в виду, что «возможно, Tesla даже сможет летать». Но это тоже усилитель впечатлений: Маск сравнивает или сопоставляет свою инновацию с другой успешной инновацией. Из-за этого сравнения Roadster кажется таким же сверхсовременным чудом техники, как космические ракеты. Так Маск и Tesla зарабатывают инновационный капитал, что позволяет им привлекать инвесторов, клиентов и сотрудников и продолжать работу.

А что насчет другой части стратегии Tesla, касающейся моделей S, 3, X и Y, которые представляют собой основной продукт компании и требуют главных инвестиций? Это крупные проекты, цель которых — трансформировать отрасль в целом. Для этого нужно работать не только над автомобилями, но и над всей экосистемой.

Это направление стратегии действительно уникально, ведь Tesla не просто выпускает электромобили, а разработала новую программно-аппаратную архитектуру. Иными словами, машины Tesla устроены совсем не так, как большинство автомобилей. В автомобиле Tesla больше программ, чем в обычной машине, и все эти программы выстроены вокруг единого центрального ядра. В большинстве бензиновых машин тоже есть компьютеры, но программ в них обычно меньше, и они работают на другой архитектуре. Поэтому Tesla может обновлять свой софт, оптимизируя работу автомобилей, а другим компаниям сложно это повторить.

Конфигурация оборудования — плоские аккумуляторы на дне машины, два электродвигателя (спереди и сзади), отсутствие коробки передач и так далее — тоже дает машинам Tesla преимущество над электромобилями с более стандартной конфигурацией. Например, у Tesla ниже центр тяжести, выше удельная энергоемкость и более эффективное управление аккумулятором. Таким образом, Tesla опережает конкурентов, которые делают электрокары по образцу бензиновых автомобилей — например, устанавливают аккумуляторы не на дно, а в багажник.

На первый взгляд может показаться, что любая компания в силах изменить архитектуру своих машин, но исследования показывают, что на самом деле это непросто. У старожилов рынка может уйти на такие изменения много времени и сил, ведь им придется отказаться от старых привычек и развить новые навыки. Топ-менеджер одной автомобильной компании сказал нам в интервью: «Для нас это трудно, потому что мы всегда были хорошими механиками, а не хорошими программистами. Но теперь мы должны стать программистами».

Стратегия развития экосистемы Tesla учитывает даже отдельные детали машин. Почему? Известно, что самые прибыльные направления во многих отраслях связаны с преодолением «узких мест» — с производством узлов, которые ограничивают возможности работы системы. В случае электромобилей такое «узкое место» — это аккумуляторы. Хотя их и делают из распространенного сырья, их емкость ограничивает работу любых устройств, особенно автомобилей. Tesla вкладывается как в разработку более совершенных аккумуляторов, так и в их массовое производство, рассчитывая получить контроль над «узким местом» (а значит, и над прибылью) ради будущего всей отрасли.

Кроме того, стратегия Tesla включает и системный уровень — все необходимые дополнительные товары и услуги. Например, Tesla строит для своих автомобилей сеть зарядных станций, охватывающую всю территорию США. Компания начала действовать рано, поэтому сегодня Tesla — это единственный электромобиль, на котором можно ездить на большие расстояния, ведь у других брендов нет инфраструктуры для зарядки. В будущем это преимущество может исчезнуть: другие производители тоже способны построить сети зарядных станций, и даже более удобные — например, на базе сети дилерских центров. Но пока это преимущество сохраняется — и, кажется, даже нарастает: новые сети зарядных станций, например, EVgo, тоже будут поддерживать машины Tesla.

Что бы вы ни думали о будущем Tesla, компания разработала прекрасную комплексную стратегию фундаментальной трансформации автомобильной отрасли. В эту стратегию входят уникальные решения на всех уровнях экосистемы: новая конфигурация оборудования, контроль главных «узких мест» и устранение системных ограничений, которые препятствуют внедрению новой технологии. В то же время компания умеет зарабатывать инновационный капитал, поэтому у нее достаточно ресурсов и поддержки, чтобы воплотить эту стратегию в жизнь. Инвесторы видят потенциал компании Маска: ее рыночная стоимость сейчас превышает рыночную стоимость GM, Ford и FiatChrysler, вместе взятых. Инноваторам есть чему поучиться у Tesla.

Об авторах

Натан Ферр (Nathan Furr) — доцент стратегического планирования в Школе бизнеса INSEAD.

Джефф Даер (Jeff Dyer) — профессор стратегического планирования, лауреат гранта Хораса Бисли в Школе бизнеса Марриотт при Университете Бригама Янга.