Уроки Tesla | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Уроки
Tesla

Чему может научить инноваторов компания Илона Маска

Авторы: Джефф Дайер , Натан Ферр

Уроки  Tesla
Фото: South China Morning Post/HBR Staff/Getty Images

читайте также

Групповое мышление — враг инноваций

Алек Левенсон ,  Дженнифер Мюллер ,  Сара Харви

Как запустить двигатель инноваций за 90 дней

Дункан Дэвид,  Сайрен Понтус,  Энтони Скотт

Правильные люди для эджайл-трансформации

Роб Кросс,  Хайди Гарднер,  Элайя Крокер

Игра с нулевой суммой

Петров Сергей

Мало у каких компаний есть столько же фанатов и ненавистников, как у Tesla. Когда Tesla выпускает что-нибудь новое, мир разделяется надвое. Например, одни видят в новом пикапе Cybertruck очередное доказательство, что основатель Tesla Илон Маск оторван от реальности и обречен на провал, а другие его покупают: за месяц компания получила 200 тыс. предзаказов на новую модель. Для сравнения: лидером продаж за 2018 год стал Ford-150 — во всем мире было продано чуть больше миллиона автомобилей этой модели. Но ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что Tesla развернула вектор развития автомобильной отрасли в направлении электромобилей, а ее выручка продолжает расти (в 2019 году она превысила $20 млрд). К началу 2020 года Tesla стала лучшей автомобильной компанией по суммарной выручке, росту продаж и долгосрочной стоимости акционерного капитала. Действия компании многим кажутся безумными, но в них явно есть смысл. Мы исследуем технологии и инновации, и один из вопросов, которые нас интересуют, — как инноваторы коммерциализируют новые технологии. Мы взяли интервью у Илона Маска, сооснователя Tesla Джей Би Штробеля и других важных сотрудников компании. Оказалось, что за хаотичным имиджем Tesla скрывается инновационная стратегия трансформации всей автомобильной индустрии, из которой можно извлечь уроки любому инноватору — например, о том, как завоевать поддержку инвесторов и как выводить на рынок новые технологии. Чтобы понять стратегию Tesla, нужно разделить ее на два ключевых направления: громкие проекты, например, Cybertruck и Roadster 2.0 (который, по заявлениям компании, будет разгоняться быстрее любой другой массово произведенной машины в истории), и автомобили, на которые компания делает основную ставку: модели S, X, 3 и Y. У этих двух направлений разные задачи — получение ресурсов для коммерциализации и собственно коммерциализация. Но оба направления работают на единую цель — вывод инноваций на рынок. Начнем с первой части стратегии. С нашей точки зрения, такие проекты, как Cybertruck, не призваны зарабатывать деньги. Их задача — привлекать внимание, подтверждать имидж Tesla как одной из самых инновационных компаний мира еще и для того, чтобы было легче заручиться поддержкой стейкхолдеров. Мы называем это инновационным капиталом. Чтобы узнать, как заработать инновационный капитал, мы проанализировали множество научных работ, взяли интервью более чем у 100 инноваторов и провели количественный и качественный анализ инновационных компаний. Нам удалось выделить четыре фактора, которые можно описать следующими вопросами:

  • Кто ты такой?

  • С кем ты знаком?

  • Что ты сделал?

  • Как ты привлекаешь внимание к своим идеям?