Корпоративный жук: как распознать лжевизионера | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Корпоративный жук: как
распознать лжевизионера

Почему руководители верят проходимцам

Авторы: Ольга Семенова , Роман Кукшинов

Корпоративный жук: как распознать лжевизионера
Фото: Rishi Deep / Unsplash

читайте также

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Стоит ли идти в лобовую атаку на нереальный план?

Борис Щербаков

Как не выгореть изнутри

Леонид Кроль

Кто обеспечит компании прибыль?

Кумар В.,  Леоне Роберт,  Сандер Саранг

Ломехуза (Lomechusa strumosa) — маленькое насекомое, неофициально именуемое «жук-драгдилер». Паразитирует на муравьях, пользуясь их ресурсами, а взамен выделяет своеобразный наркотик, вызывающий у муравьев эйфорию. Появление ломехуз влечет неизбежную гибель муравейника, так как следующие поколения муравьев утрачивают способность эффективно добывать ресурсы, но потребляют их на том же уровне, что и здоровые особи. Со временем ресурсы истощаются, и муравейник погибает.

Некоторые ученые считают, что социальная организация муравьев чем-то похожа на организацию человеческого общества. Было бы любопытно провести аналогии, учитывая, что люди также склонны очаровываться и зачастую падки на разного рода «наркотики».

Нашествие визионеров

VUCA-мир меняется быстро и непредсказуемо, в нем непросто выжить и конкурировать. На эту тему рассуждает огромное количество экспертов: футурологи, экономисты, политологи, специалисты по технологическим и социальным инновациям и многие другие. «Черные лебеди» уже не так редки и становятся практически неотъемлемой частью современного бизнес-пейзажа.

Под «наркозом»

Контент, который генерирует «ломехуза», вызывает привыкание и «синдром отказа» — как и любой наркотик. Руководители находятся в неспокойной, нервной среде. Неопределенность будущего является для них постоянным источником стресса (Элвин Тоффлер использовал термин future shock — шок будущего). Наркотик «корпоративной ломехузы» дает ложное чувство перспективы, уверенности и даже некоторого превосходства (причастности к знанию «не для всех»). Руководитель, регулярно получающий этот наркотик, все менее склонен прислушиваться к другим мнениям в организации. Уровень его критичности по отношению к «ломехузе» падает, он подпадает под все большую зависимость, ослабляя здравый контроль за развитием организации. А несогласных с «ломехузой» обвиняет в архаичности и застревании в зоне комфорта.

Вред и польза «ломехуз»

Компания может повторить драматическую судьбу муравейника и серьезно пострадать от масштабных идей, генерируемых паразитом. «Ломехузы» обладают не только личными амбициями и жадностью до ресурсов, но и выдающимся умением продать свою идею. Они всегда умеют найти нужные слова, чутко реагируют на меняющуюся конъюнктуру, гибко меняют свою точку зрения, но цель остается той же — стабильный доступ к ресурсам.

Однако эти же качества «ломехуз» могут оказаться полезными, если применять их во внешнем контуре организации. Такой убедительный «миссионер» мог бы стать отличным амбассадором компании: продвигать услуги/продукты, убеждать в их качестве и пр. То есть вводить в эйфорию потенциальных клиентов, а не руководство. Это то качество, которое было бы неплохо перенять и всячески распространять в клиентских функциях компаний — умение показать большую картину, увлечь, заразить, заставить поверить и замотивировать.

Найти и обезвредить

В ходе экспериментов с муравьями и ломехузами ученые обнаружили интересный факт — если путем внешних манипуляций избавить муравейник от этих паразитов, то в дальнейшем муравьи становятся невосприимчивы к наркотику жуков-драгдилеров и воспринимают их как чужаков со всеми вытекающими последствиями.

Можно поразмышлять на предмет аналогичных действий по отношению к «корпоративным ломехузам». Есть надежда, что в копании всегда найдутся «муравьи», уже невосприимчивые к наркотику по ряду причин, например:

  • Сталкивались с ними в других «муравейниках» и теперь понимают, с кем имеют дело;
  • Способны критически мыслить и оценивать людей по результатам;
  • Профессиональны в своей сфере и умеют отделять зерна от плевел в сладких речах «ломехуз».

Имеют собственный стратегический замысел насчет будущего компании и могут в дискуссии выявить отсутствие или нереалистичность такового у «ломехузы».

Однако практика показывает, что удельное количество критически мыслящих людей невелико по отношению к тем, кто подпадает под чары «ломехуз».

Попытки выявлять «жучков» классическими методами (например, центр оценки) вряд ли сработают, так как эти инструменты направлены на анализ внешних поведенческих проявлений, а у «корпоративной ломехузы» с поведенческими индикаторами все в порядке. И вообще, «корпоративная ломехуза» — гений социальной желательности, который способен подогнать себя под профиль идеального сотрудника.

Проще выявить паразита, если вовлечь его в реализацию проекта, который он инициировал или поддержал. «Ломехуза» «сдувается» на этапе распределения работ, так как придется взять ответственность и обозначить результаты. Она не любит выслушивать критику — это очень ее расстраивает и выводит из себя. В крайних случаях обвиняет других участников в неспособности ставить амбициозные задачи.

Снять розовые очки

Описанный в статье феномен не претендует на уникальность. Более того, он распространен гораздо шире, чем этого бы хотелось. Если вы руководитель, то, возможно, зададитесь вопросом, есть ли «ломехузы» в вашем «муравейнике». Ведь ставки, на которые эти «жучки» подбивают CEO, высоки и рискованны, но если компания ошибется, то к реальным переменам она окажется фатально не готовой. Критическое мышление сегодня важно как никогда.

Вы сами превращаете человека в «корпоративную ломехузу», если:

  • сразу по умолчанию начинаете воспринимать его как реального стратега;
  • освобождаете себя от обязанности разобраться в важной теме, надеясь, что это за вас сделает другой.

Что делать, чтобы избежать этой опасности?

  • Осознайте, что сформировать собственное понимание трендов (технологических, социальных, политических и др.), определяющих будущее, а также собственную взвешенную стратегическую позицию по отношению к ним — это ваша задача как руководителя. Перекладывая ее на других, вы тем самым уступаете им свою позицию стратега.
  • Осознайте, что человек, который демонстрирует понимание этих трендов и способен их обсуждать, не всегда способен выстраивать стратегию компании или новых направлений. Если способен — вам повезло. Если нет — используйте его лишь как консультанта, но не возлагайте на него дополнительных ожиданий и полномочий.

Старайтесь не превращать заседания правления в некий круг избранных людей, с которыми вам комфортно. Делайте встречи более открытыми. Необходимо помнить, что «ломехуза» будет давать вам приятную картинку, а чтобы получать более объективную информацию, нужны мнения оппонентов и прагматичная обратная связь.

И не торопитесь выделять ресурсы на то, что до конца не понимаете — они всегда ограничены.