Как правильно уходить, если вы лидер | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как правильно уходить, если
вы лидер

Советы менеджерам, которые решили уволиться

Авторы: Бренда Стейнберг , Майкл Уоткинс , Питер Фенна

Как правильно уходить, если вы лидер
Фото: Michael Jasmund / Unsplash

читайте также

Разум и чувства

Гардинер Морс

Эмоции как ориентир для бизнеса

Колко Джон

В ожидании коронавируса: кто сможет преодолеть любой кризис

Нитин Нория

Перестаньте говорить «Я понимаю», если на самом деле это не так

Бренда Уэнзил,  Кэтрин Хит

Если вы руководитель и только что приняли предложение о новой работе, вам, наверное, много о чем нужно подумать. Вполне нормально, что вас заботит вопрос, как быстро освоиться в новой роли, особенно если вы покидаете должность, которую занимали какое-то время, и мысли о переменах не дают вам покоя. Возможно, вам приходится думать о логистике переезда или о том, как новая работа повлияет на жизнь вашей семьи.

Понятно, что вы смотрите в будущее, но важно не упускать из виду и настоящее. Ваш уход оказывает большое влияние на коллектив и организацию. От того, как вы пройдете этот этап, зависит, как вас запомнят другие сотрудники компании, и это может пойти на пользу или во вред вашей репутации.

Рассмотрим два примера.

Дэвида*, одного из руководителей финансового отдела крупной фирмы по производству потребительских товаров, недавно попросили дать рекомендацию бывшему коллеге, ищущему новую работу. Коллега был отличным специалистом, но перед увольнением сообщил о своем решении в очень короткие сроки и оставил после себя беспорядок. Помня об этом, Дэвид в итоге не решился рекомендовать его и отказался. Он не хотел рисковать собственной репутацией.

Преемник должен извлекать выгоду из вашего опыта, а не начинать с нуля. Признайте, что некоторые решения лучше оставить на его усмотрение, но для этого ему понадобится правильная информация. Если вы не подойдете со всей ответственностью к тому, что делаете и как общаетесь с другими, то неосознанно подведете людей. Каковы скрытые факторы, влияющие на ситуацию в организации? Давление заинтересованных сторон, внутренняя политика компании, ограниченные ресурсы, культурные ценности, географические связи и многое другое могло стать решающим. Что нужно признать, предпринять или изменить, чтобы обеспечить дальнейший успех? Как вы и ключевые заинтересованные стороны диагностируете проблемы, стоящие перед командой? Какие три идеи вы можете предложить коллегам для достижения изменений в текущем контексте?

В то же время не оставляйте своему преемнику проблемы, которые сможете лучше решить самостоятельно. Например, вам нужно поговорить о неэффективной работе с более слабыми сотрудниками и выяснить, как они отреагируют на вашего преемника. Некоторые правильные решения, такие как реструктуризация команды или увольнение неэффективных работников, могут не пользоваться популярностью, поэтому у вас может возникнуть соблазн их избегать. Постарайтесь не оправдывать бездействие рационализацией: «Стиль работы моего преемника может дать лучшие результаты», или «Если сейчас что-то пойдет не так, это разрушит мою репутацию», или «Возможно, начальник и HR будут поддерживать нового человека». Смелость вести важные разговоры и принимать правильные решения настраивает преемника на правильные поступки.

6. Будьте уважительны и отзывчивы

Вы можете быть очень вдохновлены своей новой ролью и стремиться как можно быстрее сбежать из организации. Но так вы рискуете получить репутацию человека, который «уже ушел». Речь идет о ситуации, когда вы не обращаете внимание на бывших членов команды и всех, кто по-прежнему зависит от вашего руководства. Репутация отстраненного, безразличного, слишком амбициозного или чрезмерно эгоцентричного работника может прийти с вами и на новую должность. Поймите, что коллегам, возможно, хочется провести время совместно, чтобы завершить предыдущий этап и поблагодарить вас за важную роль в их жизни.

Не все всегда заканчивается хорошо. Возможно, к вашему увольнению привели какие-то обстоятельства, из-за которых вы чувствуете себя оскорбленным или недооцененным. Но если нет этических или правовых нарушений в отношении вас, подумайте дважды, прежде чем уходить в знак протеста или пытаться в этот момент отыграться. Публичное высказывание личных обид редко приносит удовлетворение в долгосрочной перспективе, зато таким образом вы можете сжечь мосты в отношениях с теми людьми в организации, которые готовы вам помочь. Чаще всего руководство объединяется вокруг сотрудников, которые остаются в фирме. Постарайтесь говорить о том, чего вы достигли с помощью других и что приобрели благодаря опыту работы в компании. Делая акцент на положительные моменты, вы задаете тон своего ухода.

Подведем итоги: не пренебрегайте необходимостью уйти по-хорошему, даже если вы очень сосредоточены на своем новом начинании. Это справедливо вне зависимости от того, идете ли вы на «работу своей мечты», уходите на пенсию после долгой карьеры или покидаете пост из-за реструктуризации. Переходы неизбежно вызывают целый спектр эмоций от волнения и гордости до чувства потери и неуверенности. Завершающая фаза — это не просто уход; это возможность укрепить свою репутацию, подготовить старую команду к будущему успеху и установить хорошие отношения и крепкие связи.

• Имена в статье изменены