«Я не справляюсь»: что делать, если вы ничего не успеваете | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Я не справляюсь»: что делать, если вы ничего
не успеваете

Как выйти из цейтнота и избежать перегрузок

Автор: Ребекка Цукер

«Я не справляюсь»: что делать, если вы ничего не успеваете
Фото: Paula Daniëlse/Getty Images

читайте также

«Роботы никогда не заменят хирургов»

Юлия Фуколова

Что делать, если ваша команда вас подводит

Энн Грейди

Президент компании, выпускающей Encyclopædia Britannica

Каус Хорхе

Венчурному капиталисту

Трудовые будни становятся все более напряженными, а темп работы стремительно растет. Если добавить к этому еще личные и семейные дела, неудивительно, что возникает чувство перегруженности. В своей книге Immunity to Change [«Неприятие перемен»] профессора Гарварда Роберт Киган и Лайза Лейхи пишут о том, как все возрастающая сложность современной жизни приводит нас к ощущению «я не справляюсь». Так происходит в тех случаях, когда для нас сложность окружающего мира превосходит «уровень комплексности сознания» или нашу способность с ней справляться без потери эффективности. Это зависит не от уровня интеллекта, а от способности к постижению окружающей действительности и образа действий.

Типичная реакция человека на возрастающую нагрузку — работать больше и дольше, однако есть другой путь — остановиться и задуматься, зачем это делать, и найти новые подходы. Среди моих клиентов есть те, к кому это относится в полной мере. Когда мы только начали сотрудничать, у них была привычка вставать в 4 утра и приниматься за работу. Вот пример Сью. Она работает в технологической компании, которая недавно вышла на рынок. Сью отвечает сразу за несколько проектов и боится пропустить важное письмо. Аджай, руководитель стартапа, выкраивает тихие утренние часы, чтобы выполнить хоть что-то из бесконечно разрастающегося списка задач. Он словно пытается выбраться из ямы, которая становится все глубже и глубже. Соучредитель стартапа Мария чувствует постоянную перегрузку с тех пор, как проект начал масштабироваться. Возможно, CEO компаний с миллиардными оборотами (например, Тим Кук) встают без пятнадцати четыре утра, но у большинства совсем не тот уровень ответственности.

Постоянное чувство перегруженности влечет за собой когнитивные последствия: появляется заторможенность, забывчивость, рассеянность, сложности с концентрацией внимания и логическим мышлением, путаница в мыслях, снижается способность к принятию решений. Когда в течение долгого времени нагрузка на мозг слишком высокая, может проявиться когнитивная усталость — человек больше отвлекается и теряет гибкость мышления. Каждое из этих проявлений само по себе сказывается на продуктивности, а дискомфорт от нагрузки нарастает. Если вы сталкиваетесь с подобными проблемами, рекомендуем несколько основных стратегий.

Определите основной источник перегрузки. Назовите одну-две задачи, исключив которые можно сразу на 80% снизить уровень стресса в своей жизни. Конечно, не всегда есть возможность отказаться от их решения, но ответ на поставленный вопрос поможет вам определить главный источник стресса. Если это крупный проект, который близится к завершению, закончите его. Если вас тревожит объем задачи или проекта, разбейте его на более мелкие составляющие, попросите дополнительные ресурсы или согласуйте другие сроки исполнения — а может быть, вам поможет все сразу.

Поставьте себе ограничения по времени и нагрузке. Например, применяйте таймбоксинг и уходите из офиса в строго определенное время; возможно, вам удастся отказаться от некоторых видов задач. Аджай понял, что большое количество времени у него отнимало разрешение конфликтов между членами команды, которые не умели договариваться друг с другом и переадресовывали ему все проблемы. Если вы объясните сотрудникам, что им следует попробовать решить проблему самостоятельно, прежде чем обращаться за помощью начальника, можно сосредоточиться на своих задачах и меньше отвлекаться.

Скажите «нет» перфекционизму. Перфекционизм может привести к безосновательному усложнению задач и проектов, а это прямой путь к прокрастинации и психологическим проблемам. Работы становится все больше, чувство перегруженности растет. По известному выражению Шерил Сэндберг, «сделанное — лучше, чем идеальное». Важно понимать, когда «уже хорошо», и этого вполне достаточно. Задайте себе вопрос: «Если я уделю задаче или проекту дополнительное время, что это даст?» Если нет в этом особого смысла, остановитесь и переходите к новому делу. Важно признать, что мы не можем достичь идеального результата во всем. Сью в конечном итоге поняла, что какие-то письма всегда останутся непрочитанными, но если вопрос действительно важный, отправитель свяжется с ней еще раз.

Делегируйте полномочия или отдавайте их на аутсорсинг. Спросите себя, какие задачи самые важные и чему будет полезнее всего уделять свое время. Все, что в этот список не попало, могут освоить и выполнять другие. Например, можно делегировать управление отдельными проектами и посещение определенных совещаний, попросить коллегу провести собеседование на вакансию вместо вас и нанять помощников для уборки дома и готовки. Мария обнаружила, что может поручить проведение еженедельного собрания отдела продаж — кому бы вы думали? — руководителю отдела продаж! Этот человек работал в компании уже год, но Мария еще не передала ему некоторые полномочия, которые «всегда выполняла сама», потому что боялась потерять контроль. Делегировав всего лишь одну задачу, Мария смогла освободить 52 часа в год для других стратегически важных дел.

Пересмотрите свои ожидания. Если вы постоянно чувствуете, что не справляетесь, скорее всего, у вас есть какие-то установки, которые закрепляют непродуктивный образ действий. Киган и Лейхи называют это «базовыми допущениями». Сью была уверена, что если она что-то упустит, то все обернется неудачей. Аджай полагал, что если он не будет участвовать в разрешении конфликтов в команде, его перестанут ценить. Мария считала, что если не контролировать все вокруг, другие все испортят и компания рухнет. Эти убеждения мешали руководителям расстаться со своими привычками, которые как раз и приводили к перегруженности на работе. Со временем, разобравшись в себе, Сью, Аджай и Мария смогли изменить свой взгляд на мир, снизить нагрузку и почувствовать себя более уверенно.

Всем нам порой кажется, что мы не справляемся, — и в работе, и в личной жизни, но если придерживаться приведенных стратегий, степень и масштабы проблемы можно свести к минимуму.

Об авторе. Ребекка Цукер (Rebecca Zucker) — коуч руководителей высшего звена, соучредитель и партнер компании Next Step Partners, занимающейся программами развития для руководителей. Среди ее клиентов — компании Amazon, Clorox, Morrison Foerster, the James Irvine Foundation, Skoll Foundation, DocuSign и Dropbox.