Любопытный значит умный. Или нет? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Любопытный значит умный. Или
нет?

Недавнее исследование показало, что любознательность развивает способность к рассуждению

Автор: Ирина Пешкова

Любопытный значит умный. Или нет?
Фото: Dim Hou / Unsplash

читайте также

Корпоративное обучение не должно быть скучным

Дункан Уордл

Платформа будущего

Виктор Орловский,  Владимир Коровкин,  Лев Хасис

Эпоха сверхспециализации

Джонс Тэмми,  Лаубахер Роберт,  Мэлон Томас

Независимая дипломатия

Росс Карне

Любопытство — это чувство, помогающее разнообразить серые будни. Жизнь человека, которому не сидится на месте, как правило, лишена скуки и насыщена событиями. Однако стимулы, вызывающие «жажду знаний», могут сильно варьироваться. Ученые различают перцептивное и эпистемическое (познавательное) любопытство. Первое направлено на поиск разного рода сенсорной стимуляции (тактильной, зрительной, слуховой). Многим из нас вольно или невольно удавалось находить приключения на свою голову и попадать в непредвиденные ситуации благодаря этому виду любопытства.

Второе — это стремление к новым знаниям, когда человеку нравится что-то выяснять, узнавать о чем-то ранее неизвестном или непонятном. Такой вид любопытства (любознательность) стимулирует последовательное исследовательское поведение. Человеку не хватает конкретной информации для понимания ситуации или проблемы, и он всеми силами старается ее получить.

Многочисленные исследования доказывают, что люди с высоким уровнем эпистемического любопытства скорее будут стараться искать новые условия и ситуации, чтобы удовлетворить интеллектуальный голод, и используют более глубокие подходы к обучению. Но каким образом пытливость ума влияет на развитие интеллекта? Другими словами, помогает ли любопытство поумнеть?

В недавнем исследовании ученые из Германии и Швейцарии решили изучить взаимодействие любознательности и подвижного интеллекта (способность рассуждать, запоминать, анализировать и решать задачи). Научная группа также задалась целью — определить, как влияет это взаимодействие на кристаллизовавшийся интеллект (накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки).

В одной из аудиторий немецкого университета собрали 100 человек (преимущественно все из них были студентами, средний возраст испытуемых составил 22 года, 84% участников — женщины). Тестирование состояло из двух этапов. Сначала респонденты ответили на вопросы о том, как они оценивают себя по нескольким личным качествам (любознательность, добросовестность, социальная тревожность). Затем выполнили тесты на структуру интеллекта (ответили на вопросы, охватывающие знания в области географии, истории, искусства, математики, естественных наук, повседневной жизни), а также решили задачи на сообразительность и запоминание.

Результаты исследования проливают свет на механизмы, связывающие любопытство и получение новых знаний. Так ученые установили, что у любознательного человека, прежде всего, развивается способность к рассуждению. Также результаты исследования помогают предположить, что люди, испытывающие жажду знаний, ищут новые и разнообразные ситуации и окружение (посещают библиотеки и музеи) и сами создают среду, стимулирующую интеллект (читают книги, смотрят фильмы, слушают лекции). Такая обогащенная среда повышает их когнитивные способности. Многократное обращение к новой информации и проблемам стимулирует и тренирует способность выявлять взаимосвязи и формулировать правила, тем самым повышая способность к рассуждению.

Исследование также показало, что любопытство не влияет на скорость обработки информации (то есть на способность бегло выполнять несложные когнитивные задачи) или на навык быстрого запоминания.

«Без любознательности, — писал академик Лев Давидович Ландау, — нормальное развитие человека, по-моему, немыслимо. Отсутствие этого драгоценного качества зримо при всяком столкновении с куцым интеллектом, со скучным старичком любого возраста». С этим сложно не согласиться. Более того, по данным более ранних исследований, связь между исследовательскими интересами и интеллектом более выражена в старшем возрасте. Другими словами, чем дольше люди удовлетворяют свою любознательность, тем выше их интеллект. Таким образом, индивиды с более высоким уровнем эпистемического любопытства накапливают больше знаний, чем люди, у которых это чувство развито слабее.

Любопытство — основная движущая сила обучения и развития. Пытливость ума не только помогает лучше ориентироваться в окружающем мире, но также стимулирует и тренирует навыки выявлять и выводить взаимосвязи, позволяя человеку совершенствовать способность к рассуждению.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ «Being Snoopy and Smart. The Relationship Between Curiosity, Fluid Intelligence, and Knowledge», Freda-Marie Hartung, Pia Thieme, Nele Wild-Wall and Benedikt Hell («Journal of Individual Differences», 2022)