Почему вам снова пора учиться | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему вам снова
пора учиться

Как освоить недостающие компетенции, если вузы их не предлагают

Авторы: Келли Палмер , Марк Зао-Сандерс

Почему вам снова пора учиться
Фото: ALMA HASER/GETTY IMAGES

читайте также

Индекс потребительской лояльности 3.0

Дарси Дарнелл ,  Морин Бернс ,  Фред Райхельд

Зоя Богуславская

Анна Натитник

Какие компании становятся суперзвездами

Джеймс Маника,  Майкл Биршан,  Шри Рамасвами

Бизнес без предрассудков

Ирина Гусинская

Согласно статистическим данным, в 2018 году около 35% населения США имело высшее образование. Несмотря на то что это самый высокий процент в истории страны, диплом необязательно означает наличие у выпускников необходимых для работы навыков. Высшее образование не поспевает за темпом изменений на рынке труда. Одних студентов готовят к профессиям, которых уже не существует, а другим не хватает подготовки для той работы, которую они хотят получить. Несоответствие уровня квалификации становится все более распространенной и серьезной проблемой. Ситуацию усугубляет еще и автоматизация рабочих задач. По мере того, как машины будут брать на себя рутинные задачи и ручной труд, недавние выпускники уже в начале своего профессионального пути должны будут выполнять более квалифицированную работу. С одной стороны, такое положение дел соответствует растущему запросу на автономность и ответственность за свой карьерный путь уже на самом раннем этапе. Вместе с тем вчерашним студентам придется соответствовать внешним запросам: все больше работодателей требует от сотрудников исключительных «мягких навыков» — способностей эффективно взаимодействовать с другими (в письменной и устной форме). Есть и положительная сторона: современные выпускники достаточно квалифицированные, чтобы самостоятельно устранить пробел в уровне подготовки. Да, сегодняшние работники в возрасте до 30 лет считаются наиболее требовательными и характеризуются высоким уровнем тревожности. Однако они также более любопытны, склонны к самостоятельности и саморазвитию, предпочитают работать на результат. Они осознают, что в ходе своей карьеры будут вынуждены сменить множество ролей, сфер деятельности, компаний разного размера, и поэтому всегда готовы идти вперед. Этот сегмент сотрудников проблему нехватки компетенции решает с помощью поэтапного формирования навыков по мере необходимости. У современных выпускников уже есть достойная база в виде законченного высшего образования, поэтому развитие новых навыков необязательно должно представлять собой долгое и трудное получение дополнительных квалификаций, часто уже неактуальных и нецелесообразных. Вместо этого новая рабочая сила использует практически бесконечные онлайн-ресурсы и технологии, помогающие найти нужный контент. Переквалификация и постоянное приобретение новых навыков в течение карьерного пути крайне важны при горизонтальном (и вертикальном) росте; их роль многократно возрастает для новых поколений выпускников, чтобы подготовиться к работе будущего. Какие же шаги необходимо предпринять современным выпускникам? Для начала подумайте, какие навыки у вас есть сейчас и какую работу вы хотите иметь через полтора года. Затем выполните следующие действия:

  • Определите свои ключевые мягкие навыки (навыки влияния). Это поможет выявить пробелы и поставить учебные цели. К этой группе относятся критическое мышление, навыки решения задач, коммуникационные способности и умение самостоятельно и активно обучаться. Активное обучение — наиболее важный навык, поскольку предполагает некоторый уровень любопытства и мотивации к непрерывному освоению нового.

  • Подумайте над своими ключевыми техническими умениями, которые останутся востребованными, например, цифровая грамотность, data science, аналитика данных. Развивайте их.

  • Сконцентрируйтесь на компетенциях, которые будут нужны всегда вне зависимости от сферы вашей деятельности. Например, навыки анализа данных, которые вы приобрели на позиции маркетолога, могут оказаться весьма ценными в сфере интернет-продаж или разработки продукта.

  • Ведите личный список всего, что вы освоили или планируете освоить. Так вам будет проще рассказать о своих навыках на собеседовании и на рабочем месте.