Как избавиться от надоевших дел | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как избавиться от
надоевших дел

Как передать лишнюю ­работу подчиненным или вовсе избавиться от нее

Авторы: Джордан Коэн , Джулиан Биркиншоу

Как избавиться  от надоевших дел
Фото: Tim De Pauw / Unsplash

читайте также

«Apple лучший рассказчик историй из всех компаний»

Михаил Оверченко

Хотите изменить поведение людей? Попросите их доплатить

Алиша Либерман,  Кристен Дьюк

Три метода перезагрузки команд

Кит Феррацци,  СиСи Моркен

Почему удаленные сотрудники более (да, более!) преданы общему делу

Скотт Эдингер

Тридцать часов в день нужны нам всем — но где их взять? А нельзя ли высвободить часть рабочего времени и посвятить ­важным делам?

Мы три года искали ответ на вопрос, можно ли повысить продуктивность менеджеров, и поняли, что рецепт прост: вычеркните или передайте подчиненным все малозначимое, а себе оставьте самое важное. Наше исследование показало, что профессионалы-управленцы значительную часть рабочего дня, в среднем 41%, занимаются делами, которые вовсе не требуют их квалификации. Так почему же умные люди так расточительны? Потому что легко сказать: «Передайте свою работу другим» — а последовать этому совету куда труднее. Мы цепляемся за рутину мелких дел, благодаря которым чувствуем себя нужными, а начальство, которому лишь бы выжать из каждого побольше, нагружает нас под завязку.

Выход, однако, есть. Можно трудиться более продуктивно, если внимательно присмотреться, на что уходит время, выделить задачи, важные для вас и организации, а остальные либо вовсе отбросить, либо кому-то отдать (разумеется, проявив изобретательность). Мы работали с 15 менеджерами из разных компаний, и всем им удалось избавиться от кучи маловажных дел. В среднем за неделю они стали на шесть часов меньше сидеть в офисе и на два часа ­меньше — на встречах. Выигрыш не заставил себя ждать. К примеру, стоило Лотте Лайтинен, менеджеру скандинавской страховой компании If, отказаться от лишних встреч и административной работы и начать больше времени уделять своей команде, как объем продаж ее отдела вырос на 5% — всего спустя три недели.

Не у всех участников нашего исследования показатели выросли существенно, но все нас порадовали. Оказалось, что, если вдуматься и подкорректировать распределение времени, высвободится чуть ли не пятая часть рабочего дня — а это целый рабочий день в неделю — для более достойных задач.

Почему это так трудно

Умственный труд непросто измерить, потому что большая его часть скрыта от посторонних глаз. Да и оценка его качества весьма субъективна. Порой начальник подозревает, что тот или иной сотрудник зря тратит время, но не понимает почему — и тем более как с этим справиться.

Мы опросили 45 работников умственного труда в 39 компаниях восьми разных отраслей в США и Европе, выясняя, как они проводят рабочий день. Оказалось, что даже самые усердные и продуктивные расходуют значительную часть времени на скучные, не создающие добавочной ценности занятия, такие как канцелярская работа и «горизонтальное управление», то есть координацию с другими отделами. Сами интеллектуальные работники не считают эти виды деятельности полезными для себя или для компании.

Есть множество причин бесполезной траты времени. Большинство из нас связаны сетью обязательств и опасаются подвести начальство или коллег. «Я стараюсь выглядеть занятым, ведь в компании ценятся командные игроки», — пояснил один участник опроса. К тому же маловажные дела хоть кое-какую пользу да приносят, и, как показало наше исследование, успешное выполнение любого задания, даже самого ничтожного, укрепляет значимость человека в собственных глазах. То же самое с совещаниями: все знают, что в них мало пользы, на зато они дают возможность пообщаться с коллегами. «Я прямо-таки жду, когда же мы соберемся вместе, — говорил один респондент. — По телефону можно все решить быстрее, но это холодная, неживая коммуникация».

Отчасти в непродуктивной трате времени виновата сама организация. Во время рецессии все старались сократить расходы, и в результате на специалистов и менеджеров возложили секретарскую работу вроде оформления командировок. Сейчас, когда бизнес оправляется, компании не спешат увеличивать штат, в особенности административный. Кроме того, во многих отраслях работать становится сложнее из-за ужесточения регулирования и контроля, и потому компании предпочитают не рисковать и поручают менее опытным сотрудникам лишь самое простое. «Штаты не укомплектованы, нужных навыков у моей команды нет, и мой график — это кошмар, я ношусь со встречи на встречу», — жаловался нам один респондент. Другой вторил: «Люди, которым я делегирую часть работы, не на многое способны».

Некоторые компании все же стараются помочь высококвалифицированным сотрудникам не тратить время на мелочи. Например, один из авторов этой статьи, Джордан Коэн, наладил в компании Pfizer систему pfizerWorks, через которую сотрудники смогли перераспределять задания. Известны и другие способы снизить непродуктивные трудозатраты: не отправлять электронных писем по пятницам, ограничить время совещаний, не делать презентаций PowerPoint внутри компании. Однако порядки меняются с большим трудом, и часто менеджеры обходят подобные директивы. Мы же в свою очередь предлагаем осторожное вмешательство: работники умственного труда сами управляют своим временем — а руководство компании лишь помогает им в этом.

Что можно сделать самому

Предлагаемый нами процесс поможет вам добиться на первый взгляд небольших, но при этом серьезных изменений в распорядке. Все пятнадцать участников эксперимента достигли вполне заметных результатов.

Выделите задания, не приносящие большой пользы. Используя таблицу, перечислите виды своей работы и определите, какие из них а) несущественны для вас и компании и б) сравнительно легко могут быть отменены или переданы кому-то из коллег или подрядчиков. В сумме эти категории, как правило, съедают четверть времени у специалистов и менеджеров. Участники эксперимента сумели выявить разные виды необязательных заданий. Лотта Лайтинен, менеджер из If, с ходу перечислила несколько ненужных совещаний и секретарских дел. Шантану Кумар, гендиректор небольшой лондонской ИТ-компании, осознал, что слишком увяз в деталях проекта, а Венсан Брюан, менеджер энергетической службы французской GDF SUEZ, с удивлением обнаружил, как много времени тратил на сортировку документов.

Решите: отменить, передать коллегам или перестроить. Рассортируйте малоценную работу по трем категориям: «кандидат на вылет» (можно вычерк­нуть без сожаления), «кандидат на передачу» (задачи, которые легко делегируются) и «долгое расставание» (задачи, избавление от которых потребует реструктуризации процессов). Участники эксперимента говорили, что на этом этапе им пришлось задуматься над своим реальным вкладом в работу организации. «Я посмотрел со стороны и задал себе вопрос: а надо ли мне вообще это делать? Можно ли перепоручить своему сотруднику? Справится ли он? — вспоминает Иоганн Бархехат, управляющий BNP Paribas. — Это помогло мне вычленить существенное для банка и для меня — и то, чего делать вовсе не стоило». Другой участник заметил: «Я понял, что первый и главный шаг — научиться сразу отказываться от заданий, которые не приносят существенной пользы».

Переложить ношу. От многих респондентов мы слышали, что поначалу труднее всего им было делегировать. Но именно передача дел в итоге приносит наибольшую выгоду. Один менеджер признался, что ужасно переживал, хорошо ли сделают работу, которую он передал, для другого оказалось сложным «подталкивать, дергать, подгонять». Бархехат вспоминал: «Я понял, что в делегировании опасна спешка».

Мало-помалу участники справились с трудностями и сумели раздать от 2 до 20% своей работы, не снизив при этом ни собственной продуктивности, ни отдачи команды в целом. «Сперва я переоценил возможности моего сотрудника, но затем дело пошло лучше, и, даже если он выполнял не все, а только часть задания, у меня высвобождались дополнительные силы», — пояснял Бархехат. И еще одна выгода: подчиненные глубже вовлекались в дела. «Сотрудница не раз говорила мне, как она это ценит», — рассказывал Бархехат. Венсан Брюан передал рутину виртуальному личному помощнику, и все прошло безупречно.

Распорядиться высвободившимся временем. Разумеется, наша цель — не рационализация, а повышение продуктивности, и потому главное — придумать, как распорядиться сэкономленным временем. Запишите на бумаге два-три дела, которыми надо бы заняться, да все руки не доходят, и ведите журнал, проверяя, насколько эффективнее вы теперь используете время. Некоторые участники нашего эксперимента стали уходить домой чуть раньше и проводить лишний часок с семьей (отдохнув, они лучше работали на следующий день). Другие с горечью сообщали, что освободившееся время тут же поглотили какие-то непредвиденные обстоятельства: «Я разобралась с почтой, но тут начался пожар».

Однако больше половины участников сумели продуктивно использовать «лишнее» время. «Для меня самым полезным оказался этап, когда я определил, какие важные дела обычно упускаю, — рассказывал Кумар. — Я перестал тратить время на проектное планирование и вместо этого сосредоточился на стратегических задачах, например выстроил график продвижения продукта». Лайтинен смогла заняться мониторингом работы с клиентами, а также коучингом сотрудников. Опрос показал, что подчиненные позитивно отреагировали на эксперимент, и Лайтинен, отказавшись от части обязанностей, ничего не потеряла. «Первая неделя оказалась очень напряженной, потому что пришлось столько всего планировать, но к середине срока я успокоилась и каждый вечер уходила с работы вполне удовлетворенная».

Превратите свой план в обязательство. Хотя реструктуризация работы зиждется на самоконтроле, принципиально важно поделиться планом с начальником, коллегой или ментором. Поясните, от каких видов деятельности вы откажетесь и почему. Договоритесь обсудить через несколько недель результаты. Иначе прежние привычки незаметно вернутся.

Немного усилий, и без всяких указаний сверху программа претворяется в жизнь. Разумеется, порой сдвиги даются нелегко, но все наши респонденты сошлись в том, что это упражнение послужило мощным стимулом, помогло им работать эффективнее, было интересно и подчиненным, и начальнику. Значит, получится и у вас, ведь для этого не понадобится перестраивать оргструктуру, с нуля налаживать процесс или менять бизнес-модель. Все, что нужно, — задать правильные вопросы и руководствоваться ответами. Ведь если вы работаете головой, вас, вроде, ради вашего интеллекта и наняли?