Гибкая жизнь: добиваемся успеха в эпоху многозадачности | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Гибкая жизнь: добиваемся успеха в
эпоху многозадачности

Как компании и люди должны ставить цели, которые приведут их к победе

Автор: Дори Кларк

Гибкая жизнь: добиваемся успеха в эпоху многозадачности

читайте также

По щучьему велению

Мария Божович

Новый свет: как дизайн-мышление меняет систему обучения

Джош Берсин

Берегитесь простых ответов, полученных от больших данных

Дуглас Меррилл

Как разжечь огонь инноваций, если вашей компании 150 лет

Джулиан Биркиншоу,  Моника Лессл,  Хеннинг Трилл

Мы работаем в стремительный век, когда все перегружены информацией и, чтобы преуспеть, вынуждены расставлять приоритеты и сосредотачиваться на чем-то конкретном. Это верно не только для корпораций, но и для людей. Чтобы достичь своих самых важных целей, мы должны бороться с двумя опасными тенденциями: желания слишком строго придерживаться намеченного плана или попыток делать слишком много вещей одновременно.

Может показаться, что противоядием против суеты и отвлекающих моментов рабочей среды может стать постановка долгосрочных целей, которых после того, как вы с ними определитесь, нужно будет не покладая рук достигать. Но это не так, утверждает исследование, проведенное профессором Колумбийской бизнес-школы Ритой Макграт. В своей книге «Конец конкурентного преимущества» она пишет, что самые успешные компании из ее выборки «вкладывают значительные ресурсы в гибкость».

Вместо обычного ежегодного ритуала стратегического планирования лучшие компании используют планирование каждый квартал. «Ускоренный темп операций позволяет им чрезвычайно быстро реагировать на изменения в окружающей среде. Они замечают необходимость перемен и адаптации раньше, чем организации с более традиционным годовым циклом», – отмечает Макграт. Иными словами, скорость и гибкость – вот составляющие успеха в сегодняшней динамичной деловой среде.

Похожий ежегодный ритуал планирования есть и у многих профессионалов. К примеру, многие пишут сами для себя новогодние обещания. Нет ничего плохого в планировании своего развития на год вперед, ведь это дает вам преимущество по сравнению со многими коллегами, которые не утруждают себя мыслями о своем профессиональном росте, или исходят из предположения, что о них позаботится работодатель, оплатив несколько полезных тренингов. Но как показывают исследования Макграт в корпоративной сфере, будет еще лучше, если вы сделаете свой цикл планирования короче, чтобы учесть меняющиеся обстоятельства.

Так вы сможете обнаружить, что цель, которая когда-то казалась желанной (например, «достичь лучшей физической формы, играя в бадминтон с другом»), может на поверку оказаться ужасной идеей. В этом я недавно убедилась на собственном опыте, когда из-за утренних спортивных занятий перестала высыпаться и эффективно работать. С другой стороны, некоторые приоритеты вполне можно отложить в долгий ящик, когда подворачивается свежая незапланированная возможность.

Многие профессионалы подрывают свои шансы на успех, цепляясь за устаревшие цели, но есть и те, кто не может толком добиться ничего, поскольку слишком распыляется, пытаясь достичь всего одновременно.

Одним из доказательств этого утверждения можно считать популярность списков дел, с помощью которых многие из нас пытаются уследить за всеми своими обязанностями. Согласно исследованию LinkedIn, такими списками пользуются 63% профессионалов. Все это было бы здорово, если бы мы действительно достигали того, что наметили. Но стартап iDoneThis проанализировал данные своих пользователей и обнаружил, что 41% всех дел, внесенных в список, не был сделан, что не так уж удивительно в мире, где перед квалифицированным работником, согласно исследованию психологов Рэя Баумейстера и Джона Тайрнея, в каждый конкретный момент времени стоит в среднем 150 задач.

С таким количеством конкурирующих приоритетов легко понять, почему нечто значимое (например, написание книги) постоянно перемещается в конец очереди, поскольку не может соперничать с немедленным удовлетворением, получаемым от таких задач, как «написать письмо» или «поработать над презентацией».

Осознание этих двух проблем повлияло и на мой личный подход к постановке задач. Вместо того, чтобы ежегодно давать себе новогодние обещания, я ставлю цели на ближайшие шесть месяцев. Например, в 2015 году моими профессиональными целями стали «удвоение аудитории электронной рассылки к концу года» и «выпуск моей новой книги Stand Out». На вторую половину года я оставила себе первую цель, а вторую обновила, наметив договориться о продаже проекта следующей книги.

Еще один секрет заключается в том, чтобы ставить себе лишь две цели на один отрезок времени. Списки дел перестали восприниматься всерьез по многим причинам, но самая главная из них в том, что скопление множества задач в одном месте мешает нам увидеть самое важное. Разумеется, я не свожу всю свою профессиональную жизнь к двум целям. К примеру, в 2015 году я записала более 160 подкастов-интервью в поддержку своей книги. Эту деятельность я вообще не ставила себе как цель, но я рассматривала эти интервью на предмет их пользы для моих главных целей. Поскольку известность, которую мне принесли подкасты, помогала как продвигать книгу, так и наращивать список контактов для рассылки, в них был двойной смысл, ведь они помогли мне продвинуться сразу по двум направлениям.

Конечно, смысл постановки задач не в том, чтобы успешно достичь тех целей, которые мы слепо себе поставили два года назад. И не в том, чтобы максимально улучшить свои результаты в разных мелких тривиальных и скучных делах. Главное – это способность достигать верных больших целей – тех, которые могут изменить вашу жизнь, например, представления к повышению у высшего руководства, издания книги или запуска нового предприятия.

Такие цели могут быть достигнуты, если вы готовы регулярно сомневаться в своих базовых предположениях, при необходимости переоценивать ценности и отказаться от легкой дозы дофамина, получаемой от вычеркивания простых дел из списка. На самом деле от этих простых дел можно попросту отказаться, а сэкономленное время посвятить крупным проектам, которые действительно принесут вам пользу.

Об авторе: Дори Кларк – консультант по стратегическому маркетингу, автор книги «Персональный ребрендинг. Как изменить свой имидж, сохранив репутацию» и один из авторов опубликованного HBR «Путеводителя по поиску правильной работы» («Guide to Getting the Right Job»).