Александр Дюков: «Разница в тысячные доли секунды определяет лучшего» | Большие Идеи

・ Лидеры

Александр Дюков: «Разница в тысячные доли секунды
определяет лучшего»

Глава «Газпром нефти» о том, что должны делать лучшие компании

Александр Дюков: «Разница в тысячные доли секунды определяет лучшего»
Фото: пресс-служба «Газпром нефти»

читайте также

Не тратьте зря время между встречами

Джордан Коэн

Дизайн как двигатель прогресса

Верганти Роберто

Кто преуспеет после кризиса

Вольгецоген Франц,  Нитин Нория,  Ранджай Гулати

Ошибка Netflix

Рафи Мохаммед

От редакции. В сентябре 2004 года вышел первый номер «HBR Россия». Как за 15 лет изменился бизнес, чему научились предприниматели и какие задачи они планируют решить в будущем? Об этом редакция журнала спросила руководителей крупных российских компаний. Вот что ответил на эти вопросы председатель правления и гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков.

Главное, чему российские управленцы учились и продолжают учиться сейчас, — это собирать успешные команды. Обучение давалось непросто: готовых лекал или кейсов, которые предлагают в бизнес-школах, для наших реалий в начале 2000-х годов у нас не было. Но за 15 лет российский бизнес сумел опровергнуть расхожее мнение, что русский стиль менеджмента неэффективен и результативен лишь ценой чудовищных затрат. Почти в каждой отрасли появились команды, способные эффективно работать, создавать новые технологии, бережно расходовать ресурсы и показывать высокое качество бизнес-процессов.

Российские компании в самых разных отраслях сегодня на равных конкурируют или опережают зарубежных игроков по ключевым показателям деятельности. По технологичности отдельные российские банки обгоняют европейских и американских конкурентов. Металлургический холдинг НЛМК сравнялся в этом году по капитализации с крупнейшим мировым производителем стали ArcelorMittаl, хотя бизнес последнего гораздо больше. У «Газпром нефти» показатель возврата на вложенный капитал, а это один из важных индикаторов эффективности, в 2018 году был свыше 19% (у американской ExxonMobil — около 8%). Ценой «чудовищных затрат» таких результатов невозможно добиться.

Мне вспоминается разговор с руководством крупной западной компании, которую «Газпром нефть» звала в партнеры для разработки Новопортовского месторождения в Арктике. Всего 5—10 лет назад этот проект казался почти неподъемным. Не было готовых ответов на вопросы, как строить инфраструктуру и организовать отгрузки нефти с полуострова Ямал. Потенциальные западные партнеры сказали, что проект «не полетит», слишком сложный. И мы пошли в него одни. С 2016 года Новопортовское месторождение стало одним из ключевых добывающих активов «Газпром нефти». Мы отгружаем оттуда уже более 7 млн тонн нефти в год и планируем наращивать эти ­объемы. Но главное, что это вовсе не та добыча, которой мы добивались «любой ценой», а экономически эффективный проект, способный оставаться таким даже в случае существенного снижения мировых цен на нефть. И сегодня, когда мы планируем новые крупные проекты в Арктике, диалог с потенциальными партнерами идет уже совсем не так, как пять или десять лет назад. Они знают, на что способна наша команда, а мы гораздо больше уверены в своих силах, чем прежде.

Сегодня нефтянка — одна из самых технологичных отраслей, она формирует огромный заказ на научные разработки, на создание новых комплексов оборудования, на ИТ-решения. Мы давно сделали ставку на технологическое развитие, у нас просто не было другого выбора. Качество запасов ухудшается, добывать нефть становится все сложнее. Для разработки новых классов запасов нужны новые технологии, в том числе цифровые. Искусственный интеллект уже помогает «Газпром нефти» находить в геологических пластах нефть, которую не заметил человек, участвует в управлении логистикой в Арктике, помогает обеспечивать промышленную безопасность. И сегодня в нашей отрасли не меньше, а возможно, даже больше интересных и ­амбициозных задач для ­специалистов по Data Science и ИИ, чем в финтехе или интернет-­компаниях.

За 10—15 лет нам многое удалось изменить, но долгосрочный успех возможен, только если в компании создана культура непрерывных улучшений. Научиться бегать стометровку за 15—16 секунд могут многие. Выбежать «из 11 секунд» — это уровень профессиональных спортивных успехов, а мировой рекорд сейчас составляет 9,58 секунды. Разница в сотые, даже тысячные доли секунды дается сложнее всего, но именно она определяет лучшего. Бороться за лидерство на мировом уровне — непростая, но интересная задача. В новой стратегии-2030 мы поставили цель стать отраслевым эталоном по эффективности, технологичности и безопасности, чтобы качество ведения нашего бизнеса служило примером для конкурентов.

Для этого необходимы большие изменения — организационные, операционные, технологические, культурные. Нужны более гибкие подходы к формированию и управлению командами, устранение внутренней конкуренции, переход к сетевой модели с распределенным принятием решений. Многим руководителям непросто делегировать тактические или даже стратегические решения. Но именно такой подход позволяет крупной компании быстро реагировать на внешние изменения. Когда мы с коллегами обсуждаем разные модели управления, я иногда привожу в пример головной мозг человека. Если бы в нем был один «главный» нейрон, который отвечает за все решения, то от желания человека сделать глоток кофе до самого действия проходило бы несколько дней — пока такое действие прошло бы согласование по цепочке до «главного» нейрона и обратно.

Несмотря на все изменения, в следующие 15 лет базовые принципы создания успешной команды останутся прежними — это качественно подобранные «игроки», общая амбициозная цель и атмосфера сотрудничества, когда каждый играет не за себя, а за команду.