Опасности профессионального цинизма | Большие Идеи

・ Психология

Опасности
профессионального цинизма

Автор: Мелия Марина

Опасности профессионального цинизма

читайте также

Как технологии меняют высшее образование

Леа Бельски

Как удержать достигнутые улучшения

Когда от коуча не будет никакой пользы

Маршалл Голдсмит

Миллиард на дне

Евгения Чернозатонская

«Цинизм — нигилистическое отношение к достоянию человеческой культуры, особенно к морали, идее достоинства человека…»

БСЭ

Мы уже не удивляемся, когда известный политолог публично рассказывает, как «обдурить народ», а поп-звезда изрекает что-то вроде «пипл все схавает». А уж что говорят в компаниях во время профессионального общения! Особенно ярко цинизм проявляется в так называемых социономических профессиях — в среде врачей, артистов, журналистов. Причин тому много. Нередко цинизм — защита от синдрома сгорания: помогает специалисту дистанцироваться от эмоциональных переживаний и сохранить трезвость ума в сложных обстоятельствах. Врачу, например, профессиональный цинизм позволяет взвешенно, не поддаваясь эмоциям, принять решение, жизненно важное для пациента.

В некоторых сферах деятельности трудно обойтись без образных, четких оценок людей, определенных коммуникативных методик. Например, психолог в разговоре с коллегами может назвать клиента «шизоидом», «нарциссом», «органиком». Действительно, емкие слова и выражения удобны и экономны. Опасность заключается в том, что ироничное, точное слово увлекает не только слушателя, но и самого говорящего. А повседневное употребление таких выражений со временем меняет позицию человека: постепенно он начинает смотреть на окружающих как бы свысока. Само по себе использование ироничных и не самых лестных характеристик в отношении клиентов, коллег, партнеров или своего продукта еще не цинизм — это может быть и трезвое видение ситуации. Однако, подходя слишком близко к границе, отделяющей нас от цинизма, мы рискуем ее преступить.

Так как же распознать настоящий разрушительный профессиональный цинизм? Главный критерий — те ценности, которыми руководствуется человек. Приведу пример. Основная идея популярной методики продаж СПИН заключается в том, чтобы, поняв реальные потребности клиента, предложить то, что ему действительно необходимо, а не расписывать достоинства товара. Но один сейлз-менеджер искренне хочет понять проблемы клиента, а другой пользуется методикой как манипулятивным средством и затем с удовольствием рассказывает коллегам, как он «классно развел клиента» и «впарил» ему ненужный товар.

Цинизм, даже допущенный только «для внутреннего пользования» и якобы не влияющий на реальное отношение к клиенту, разъедает, словно ржавчина, и профессионала, и саму организацию. Когда циничные выражения становятся нормой «разговорного жанра», можно констатировать начало профессиональной деградации и специалистов, и компании.

Новые сотрудники, не обладая мощным ценностным защитным слоем, быстро подхватывают «крылатые фразы». Постепенно снижаются критерии профессиональной успешности, и в результате вопросы «что сделано?» и «как сделать лучше?» заменяются другими: «а сколько срубили?» и «скольких обдурили?».

Великие компании отличаются от прочих в первую очередь отсутствием цинизма. Я уверена, что каждый может вспомнить организации, в которых цинизм «для внутреннего пользования» цвел пышным цветом и которые уже либо ушли с рынка, либо сдают свои позиции. Цинизм заражает и разрушает компанию, в результате она несет потери, в том числе экономические. Хотя, конечно, это происходит лишь в условиях свободного рынка и реальной конкуренции.

Что же делать руководителю? Первое — осознать опасность цинизма и отслеживать его прежде всего в самом себе. Второе — укреплять ценности компании, которые могут стать залогом не только профессионального развития и уважения клиентов, но и экономического роста. И третье — пресекать любые проявления цинизма. Не только внутренняя позиция определяет слова, но и сами слова во многом влияют на эту позицию. Рост и развитие возможны только в том случае, если с уважением относишься к себе, к своей профессии и к людям, с которыми взаимодействуешь. Нет ничего более прагматичного, чем принять эти ценности. Хорошо сказано: «Я не потому женился на своей жене, что ее люблю, а потому люблю, что на ней женился».