Ниспровергайте догмы отрасли и рынка | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ниспровергайте догмы отрасли
и рынка

Стива Джобса следовало бы сравнить с Че Геварой, а не с Джеком Уэлчем: он не мирился с догмой, он всегда бросал ей вызов.

Автор: Умар Хак

Ниспровергайте догмы отрасли и рынка

читайте также

По щучьему велению

Мария Божович

Новый свет: как дизайн-мышление меняет систему обучения

Джош Берсин

Берегитесь простых ответов, полученных от больших данных

Дуглас Меррилл

Как разжечь огонь инноваций, если вашей компании 150 лет

Джулиан Биркиншоу,  Моника Лессл,  Хеннинг Трилл

читайте также

Это как воздух: невидимый, вездесущий. У каждой отрасли, каждого рынка, любого сектора есть своя догма, то есть «система безусловно принимаемых убеждений». «Так принято!» — нашептывает ежесекундно изо дня в день догма всем, кто принимает решения, в каждом совете директоров.

А кто такой революционер? Человек, не подчиняющийся догме, бросающий ей вызов. Он отвергает ее установления, выявляет изъяны, выправляет недостатки.

Почему Apple — революционная компания? Почему она сумела захватить новые рынки, ниспровергнуть могущественнейших конкурентов? Стива Джобса следовало бы сравнить с Че Геварой, а не с Джеком Уэлчем: он не мирился с догмой, он всегда бросал ей вызов. Соперники Apple ведут себя как большинство нормальных компаний, а не как эти странные люди: «так принято», напоминают они себе и думают, будто надо просто сильнее приналечь.

Существует шесть способов ниспровергнуть невидимую и вездесущую догму. Станьте и вы глотком свежего воздуха.

Меняем продукцию. Большинство компаний производит одни и те же машины, обувь, зубную пасту, слегка варьируя вкус и цвет. Но Apple не такова. Время от времени она пересматривает самые основы дизайна, общепринятую «идею продукта». Взять хотя бы историю iPad. Разумеется, планшеты существовали и раньше, но не было равного iPad по качеству, возможностям и цене. Компания не стала улучшать уже известный продукт, вынудила всех пересмотреть дизайн.

Меняем стратегию. Стратегия — это принятая в компании схема распределения ресурсов и инвестиций. Чем тут выделяется Apple? Она гораздо больше вкладывается в дизайн и функциональность, о чем ее соперники забывают. Это вообще не столько компания, сколько дизайнерское бюро во главе с фриком, одержимым идеей всеобщего контроля. Конкуренты не тратятся на дизайн, поскольку бизнес считает дизайн убыточным, а не доходным делом, это какие-то легкомысленные, непродуктивные траты честно нажитого капитала. Но Apple ниспровергла догму и доказала, что инвестиции в дизайн — самые продуктивные для организации. Теперь конкуренты все еще тщетно пытаются нагнать ушедших в отрыв ниспровергателей, но опять же упускают из виду главное: нужно не следовать за Apple, а ниспровергать догму.

Читайте материал по теме: От стратегии не будет проку, если не произойдут кардинальные сдвиги

Меняем способы распределения. В начале нулевых музыкальная индустрия осваивала новые механизмы распределения: порталы, каналы, платформы. Беда в том, что на самом деле это все те же старые механизмы, только слегка отретушированные. Прославилось заявление PC World: «Поразительно тупой функционал этих сайтов свидетельствовал о том, что компании звукозаписей так и не уловили веяний нового времени». А кто уловил? Конечно же, Apple. iTunes разрушили предубеждение, будто музыка доступна лишь внутри «выделенных участков». И эта программа далека от совершенства, но она по-настоящему открыла рынок, чего ни одна из прежних разработок не смогла сделать.

Меняем бизнес-модель. Apple повторила свой успех с iTunes, создав App Store. На этот раз компания ниспровергла принятую бизнес-модель, превратив медиа из продукта в услугу и открыв новые возможности для извлечения прибыли. Издатель может зарабатывать на продажах приложений, а потом получить дополнительный доход от рекламы в платных приложениях. Затем Apple развивает свою собственную систему мобильной рекламы, то есть новую отрасль, новые продукты для нового рынка: мобильные объявления — весьма удобный для рекламодателя способ привлечь клиента. В прежней бизнес-модели такая реклама считалась крайне неэффективной. Когда журнал TIME берет пять долларов за выпуск, это я не назову новой бизнес-моделью, но когда двое парней из Стэнфорда захватывают первые строки рейтинга со своей крутейшей новостной программой, за которую люди платят деньги, — это да.

Читайте материал по теме: Почему Amazon регулярно пересматривает свою бизнес-модель

Меняем систему продаж и услуг. Apple выстроила продажи по-своему, и это касается не только рекламы. Я в первую очередь имею в виду Apple Store. Еще недавно электроника считалась бездушным товаром, ее продавали равнодушные молодые люди в пустыне мегамаркетов. Apple Store вновь опрокинула правила с ног на голову. Здесь акт купли-продажи становится личным, заинтересованным, страстным. Все мы заглядываем порой в Apple Store — хотя бы проверить, не появилось ли что-то новое. Genius Bar — принципиально новый подход к понятию обслуживания: клиентов обслуживают специалисты самой компании, а не наемники, способные лишь твердить заученные рецепты. И это здорово окупается.

Меняем систему производства. Apple, как мы убедились, сумела измениться во всех отношениях. И вот ее главная революция. Возможно ли трансформировать сам способ создания товаров? Как показали инциденты в корпорации Hon Hai, последствия от создания «волшебных революционных девайсов» могут оказаться не такими уж волшебными и революционными. Удастся ли Apple решить не только задачи дистрибуции, маркетинга, розничной торговли, но и выиграть главную битву глобальной экономики: научиться производить свой товар проще, чище, дешевле? Если да, то и ближайшее десятилетие останется за этой компанией.

Выводы? Подрывные инновации и невероятный успех обеспечиваются не покорным следованием правилам, а ниспровержением догм.

Вы, наверное, спросите: а как насчет догмы самой Apple? Ведь о ней говорят как о довольно-таки догматической компании. Разумеется, в этом-то все и дело. Не вздумайте перенимать догму Apple, ведь это всего-навсего новая догма отрасли. А вы теперь знаете, как их ниспровергать.

Читайте по теме: