Стратегия: прототипы и итерация | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стратегия: прототипы
и итерация

Стратегия осуществляется как движение от царства концепции к царству конкретики через итерацию (от лат. iteratio — повторяю) прототипов.

Автор: Роджер Мартин

Стратегия: прототипы и итерация

читайте также

За рулем трансформации

Григорий Финкельштейн

Боссы и экономия

Фавалоро Джордж,  Хили Тим,  Эндрю Уинстон

Четыре принципа для развития лидерских качеств

Яков Сергиенко

Десять шагов, которые научат всех пользоваться данными

Дэвид Уоллер

Руководители не могут точно предсказывать эволюцию отрасли, изменения в качестве и составе клиентов, в их предпочтениях, в судьбе своей компании, реализации ее потенциала и структуре расходов, в составе конкурентов и их вероятных реакциях. Мы никак не можем предвидеть все изменения.

Чаще всего перед лицом этой проблемы человек предпочитает просто отмахнуться от непосильной задачи: упростить ситуацию, проанализировать все в упрощенном виде и составить план. И чаще всего это не кончается добром, потому что сложность и непредсказуемость реальности уничтожают наши планы быстрее, чем мы их составляем. Другой подход — сдаться, объявить, что ситуация вообще не позволяет принять решение и следовать неверному истолкованию «формирующейся стратегии», этого пугала корпоративных стратегов.

Третий подход — признать сложность и неопределенность, однако не отказываться от решений, ибо это малопродуктивно. Данный подход предлагает стратегию прототипов. Это инструмент, позволяющий постепенно сокращать риски и расходы. Компания создает ряд прототипов, проверяя новые идеи и добывая новые знания. Прототип совершенствуется, снова обкатывается, приобретаются новые знания, снова совершенствуется прототип и так далее, пока идея не будет отработана полностью и наступит черед внедрения.

Так же выстраивается и стратегия. Стратегическая возможность — ряд ответов на пять ключевых стратегических вопросов (к чему мы стремимся, на каком поле играем, как надеемся победить, какие для этого нужны способности и какие требуются системы управления) — это и есть прототип стратегии. Поначалу эту концептуальная стратегия. Стратегия осуществляется как движение от царства концепции к царству конкретики через итерацию (от лат. iteratio — повторяю) прототипов.

Первая итерация заключается в вопросе: какие условия должны быть истинными, чтобы ответы на наши пять ключевых вопросов оказались разумными. Затем проверяются эти ответы, но стратегия пока не осуществляется. Ответы можно затем модифицировать и исправлять.

Читайте материал по теме: Уроки стратегии от нобелевского лауреата по экономике Жана Тироля

Усовершенствованный прототип проверяется снова, снова модифицируется и снова проверяется и т. д. С каждой итерацией мы продвигаемся все дальше в царство действия, то есть ближе к рынку. Аспекты стратегии тестируются в том числе в отношениях с клиентами — так мы с каждой итерацией приобретаем новые знания и оттачиваем стратегию.

Процесс работы с прототипами никогда не останавливается. Получая все новые рыночные данные, данные о своих конкурентах и о собственной компании, вы возобновляете и продолжаете процесс. Лучше так и понимать стратегию: не как заповеди на каменных скрижалях, но как очередной прототип, сверенный с самыми свежими данными рынка. Так она всегда будет синхронизироваться с конкурентной средой.

Читайте по теме: