Три логики организационной трансформации: часть вторая, логика адаптации | Большие Идеи

・ Управление изменениями

Три логики организационной трансформации: часть вторая,
логика адаптации

Что нужно знать об организационной трансформации

Авторы: Марк Розин , Павел Безручко

Три логики организационной трансформации: часть вторая, логика адаптации
Фото: Stefano Zocca /Unsplash

читайте также

Чему вас научила первая работа

Мария Макарушкина

Преступление, ИИ, наказание

Лиза Квест,  Лукас дю Крю де Йонг,  Субас Рой,  Энтони Черри

Что делать, если вашей компании не хватает денег

Майк Хармон

Как подобрать правильные метафоры для презентации

Нэнси Дуарте

Сегодня большая часть крупных и средних компаний занимаются организационной трансформацией. Во многих случаях в этом процессе переплетаются несколько разных логик трансформационного процесса: эволюционная логика, которая запускается, когда организация «дозрела» до новой стадии развития, адаптационная логика, связанная с необходимостью реагировать на резкие изменения внешней среды, и персональная логика, при которой источником изменений являются ценности лидера, а иногда и своего рода мода. Тем, кто занимается трансформацией, часто не хватает карты, которая помогла бы планировать организационные реформы. Мы возьмем на себя амбициозную задачу предложить такую карту в серии из трех статей, в которых мы последовательно рассмотрим основные логики трансформации. В первой статье цикла мы уже рассмотрели эволюцию, а теперь перейдем к адаптации.

Далеко не все трансформации могут быть объяснены с помощью эволюционной логики. Последние годы мы все чаще слышим, что необходимость в трансформации возникла не вследствие сжатия внутренних пружин развития, а под воздействием кардинальных изменений внешней среды.

Мы все со школы помним, что динозавры вымерли, потому что не смогли адаптироваться к резкому похолоданию. Это и есть логика адаптации. Мы должны меняться в моменты резкого изменения внешней среды, чтобы к ней приспособиться.

Существует два вида глобальных факторов, влияющих на современный бизнес-ландшафт.

Первый — это ускоренный рост технологий. Новые технологии появляются тогда, когда их никто не ждет, и драматически меняют бизнес-среду, создавая одновременно и огромные возможности, и столь же беспрецедентные угрозы. Примеров можно привести огромное множество. Ограничимся одним: в начале 2014 года никто не осознавал силу сланцевой технологии добычи нефти, но уже осенью 2014-го эта технология обрушила цены на нефть, навсегда изменив нефтяной рынок. Нефтяные компании начали срочно трансформироваться: кардинально повышать свою эффективность, искать новые сферы деятельности (например, предлагать инжиниринговые услуги), и эта трансформация с очевидностью не была вызвана эволюционными потребностями, она безусловно имела адаптационный характер.

Другие факторы, меняющие внешнюю среду, — это реализовавшиеся масштабные угрозы, «черные лебеди» по Нассиму Талебу. Последний самый яркий кейс — пандемия. А перед этим реализовались политические угрозы — Трамп и Брекзит, экономические — кризис 2008 года, военные — Сирия и Донбасс, и многие другие. Все они казались маловероятными, тем не менее, они случились и кардинально повлияли на бизнес многих компаний. Никто не знает, какие угрозы «выстрелят» следующими, но уже очевидно, что мир не будет развиваться линейно и поступательно: он постоянно будет и дальше «спотыкаться» в тех местах, где никто не ждал. И это будет создавать огромные возможности для одних компаний и ставить на грань банкротства другие.

Во всех случаях, чем бы ни было вызвано резкое изменение внешней среды, для бизнеса это создает и тяжелые проблемы, и новые возможности: одни рынки неожиданно закрываются, другие в одночасье рождаются. И от того, насколько быстро компания сможет перестроиться, — резко сократиться в одних направлениях и «броском» нарастить мощности в других — зависит ее выживание и потенциальное развитие.

Какая трансформация нужна для адаптации? Обратимся к классификации эволюционных стадий, которую мы привели в первой части. Если организация находится в состоянии Survive (то есть выживания) и управляется первым лицом в ручном режиме, то никакой трансформации в прямом смысле слова не требуется. Организация изначально не ограничена ни стандартами, ни долгосрочными целями, ни стратегией. А значит, лидер развернет ее в ручном режиме в нужном направлении: закроет одни производства и мобилизует коллектив на развитие других. Новой культуры и модели управления не потребуется. Партизанский отряд приспособлен к изменению тактической обстановки: он легко уходит с одного места и появляется в другом.

Такую же гибкость способна проявлять и сетевая Disrupt-организация. Самостоятельные ячейки, привыкшие к проактивному экспериментированию, при резкой перемене бизнес-климата немедленно изменят направления поиска. Та команда, которая нащупает успешный путь, тут же сообщит другим. В сетевой организации прекрасно налажены коммуникация и кооперация — а значит, успех одной ячейки будет подхвачен и развит всей компанией. Армию, состоящую из сети самостоятельных подразделений, обладающих разнообразными компетенциями и готовыми к гибридной войне, трудно застать врасплох: она легко перегруппируется. Сетевой инновационный Disrupt-подход к управлению создает ту самую «антихрупкость», о которой говорил Нассим Талеб.

А способны ли эффективно отреагировать на резкие внешние изменения организации с развитым регулярным менеджментом — Run и Change? Нет, они должны трансформироваться или умереть. Жесткая упорядоченная стратегически ориентированная модель управления, которая дает огромное преимущества в достаточно стабильной среде, в период резких изменений тянет компанию на дно. А значит трансформация для таких компаний жизненно необходима. Она может пойти в двух направлениях. Либо первое лицо отменит все правила, цели, стратегию и возьмет управление в свои руки — по сути, вернет организацию на стадию Survive; либо сделает прямо противоположное: отменит процессные правила, предоставит каждому элементу системы свободу и задаст правила взаимодействия — преобразует регулярную упорядоченную организацию в сеть.

Оба направления трансформации мы наблюдали в кризисном 2020 году. Проиллюстрируем их на примере.

Действующее лицо — крупный ресторанный бизнес, включающий рестораны из разных городов России. Время — апрель 2020 года: рестораны закрыты из-за ковидных ограничений. Первое лицо собирает свой коллектив в Zoom и говорит:

Версия 1. «Отменяем все КПЭ. Отменяем все правила. Я беру управление в свои руки. Иванов идет торговаться с арендодателем, задача — получить арендные каникулы. Петров должен организовать приготовление еды навынос и ее доставку на дом. Сидоров придумывает новую рекламу. О выполнении поручений будете докладывать мне ежедневно…»

Версия 2. «Отменяем все КПЭ. Отменяем все правила. Прямо сейчас проводим мозговой штурм, как нам выжить — и не просто выжить, а воспользоваться моментом и развить бизнес. А затем каждый ресторан может взять идеи, которые ему понравятся, и начать экспериментировать. Раз в неделю обмениваемся опытом. Функциональные директора будут оказывать максимальную помощь каждому ресторану, который начнет что-то пробовать».

Версия 1 — это возвращение в Survive, переход к ручному управлению; версия 2 — ускоренное движение в Disrupt — построение сетевой организации. Какое направление трансформации правильно выбрать? Здесь опять придется обратиться к эволюционной логике: нужно выбрать ту реформу, к которой организация в наибольшей степени готова. Далеко не все компании способны быстро внедрить сетевой менеджмент: сотрудникам может не хватить лидеров, проактивности, способности к самоорганизации и умения сотрудничать друг с другом. Перейти к ручному управлению проще, но здесь потребуются особый лидер — кризис-менеджер, а также готовность людей пожертвовать той частичной свободой, которую дает регулярный менеджмент, и вернуться к выполнению коротких поручений.

Последнее десятилетие изобиловало внешними кризисами, и нам пришлось наблюдать оба типа трансформации. А в «апокалиптическом» 2020 году мы видели кейсы ускоренной Disrupt-трансформации. Эти компании и до пандемии двигались в сторону Disrupt и цифровой трансформации, но кризис не только не замедлил это движение (как это можно было ожидать), а напротив, ускорил его. Переход от сложного порядка к столь же сложному инновационному сетевому хаосу позволил некоторым компаниям эффективно адаптироваться к жесткому внешнему кризису.

Приведенные примеры адаптационной трансформации кардинально различаются: в одном случае поводок «натягивается» в сторону послушания и мобилизации, в другом напротив, ослабляется, и командам предоставляется свобода. И тем не менее несложно выделить объединяющую закономерность: оба вида трансформации — это движение от порядка к хаосу. И это закономерность объяснима. Порядок представляет собой жесткую организационную конструкцию, он мешает быстрой адаптации, в то время как хаос обладает гибкостью, позволяющей компании легче приспосабливаться к изменениям внешней среды.

Выводы

Если логика трансформации адаптационная, то вам следует:

1. Отдавать себе отчет, что прежняя система управления, как бы хороша она ни была, больше не работает.

2. Принять тот факт, что, по крайней мере, на время организация станет более хаотичной и от части прежнего порядка придется отказаться в пользу гибкости и скорости.

3. Принять важное стратегическое решение: взять управление в свои руки или передать его в руки команд. Натянуть вожжи, понизив самостоятельность руководителей и подразделений, либо, наоборот, отпустить вожжи, доверившись уму и проактивности ваших людей. Идти в Survive или в Disrupt. Для принятия этого решения нужно проанализировать готовность команды и вас лично к каждой из моделей управления. И здесь может пригодиться внешний экспертный взгляд на вашу организацию.

Продолжение следует.