Опасные соседи | Большие Идеи

・ Управление изменениями


Опасные соседи

Когда на рынке традиционных компаний появляются платформы, они почти всегда побеждают в конкурентной борьбе.

Автор: Марина Иванющенкова

Опасные соседи

читайте также

«Роботы никогда не заменят хирургов»

Юлия Фуколова

Что делать, если ваша команда вас подводит

Энн Грейди

Президент компании, выпускающей Encyclopædia Britannica

Каус Хорхе

Венчурному капиталисту

Капитализация сети отелей Hilton, которая владеет недвижимостью на $9 млрд, составляет $19 млрд. Онлайн-платформе Airbnb не принадлежит ни одного апартамента, но это самая дорогая — $25 млрд — компания в индустрии гостеприимства. У Uber тоже нет материальных активов, а он уже получил свыше $1 млрд инвестиций и оценивается более чем в $60 млрд. Для сравнения: самые дорогие компании России «Газпром» и «Роснефть» стоят примерно по $51 млрд.

В 2015 году многие глобальные предприятия с наибольшей капитализацией были «платформными» (см. статью «Как создать Uber или Airbnb для своего продукта»). К ним относят не только «чистые» платформы, которые сводят поставщиков с потребителями, но и продуктово-платформные компании, такие как Apple. Быстрый рост при невысоких издержках — весьма привлекательное для бизнеса сочетание.

Платформы размывают границы рынков и подрывают бизнес традиционных игроков. Недавно IBM Institute for Business Value провел опрос более 5 тысяч топ-менеджеров из 70 стран мира. Главной угрозой для своего бизнеса большинство опрошенных считает «уберизацию», или появление конкурентов из других отраслей. На банковский бизнес наступают технологические компании, на технологический — консалтинговые фирмы, а поисковики давно уже стали всеядными и успешно пасутся на полянах медиа, ритейла, рекрутинга и многих других — всего и не сосчитать. Новые конкуренты появляются непонятно откуда, словно черт из табакерки. «Не вторгнутся ли игроки из смежных сегментов рынка в нашу сферу? Не попытаются ли бывшие водопроводчики конкурировать с нами?» — задается вопросом руководитель фирмы, занимающейся цифровым маркетингом.

Не преувеличены ли эти страхи? Называют же некоторые западные СМИ «экономику по требованию» мыльным пузырем. Свежий повод для апокалипсических предсказаний — банкротство компании SpoonRocket. Этот популярный сервис по доставке еды успел за три года привлечь более $13 млн инвестиций от Y Combinator и других фондов, но задохнулся из-за конкуренции и недостатка финансирования. И вот уже многим платформам предрекают судьбу компаний, не переживших кризис доткомов.

Как написал по этому поводу журнал Inc., проблема не в неудачной бизнес-модели платформ как таковой. Просто многие уверены, что достаточно водрузить веб-сайт на вершине традиционного бизнеса — и дела сразу пойдут в гору. Но удобного приложения и быстрой доставки маловато для успеха. Нужно пересмотреть стратегию, изменить принципы управления, создать отличный продукт, нарастить сеть продавцов и покупателей.

Когда на рынке традиционных компаний появляются платформы, они почти всегда побеждают в конкурентной борьбе, утверждают авторы статьи «Сетевой эффект как новый двигатель экономики». Вариантов здесь немного: либо вы «осваиваете новые правила стратегии, уместные в мире платформного бизнеса, либо готовитесь уйти с рынка». А ваше место на нем займут, к примеру, бывшие водопроводчики.