Хорошие и плохие начальники: корпоративные мифы и реальность | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Хорошие и плохие начальники: корпоративные мифы
и реальность

Чем больше мудрости и здравого смысла у всех, кто находится во взаимодействии, тем более здоровой и эффективной будет организация.

Автор: Наиля Сафарали

Хорошие и плохие начальники: корпоративные мифы и реальность

читайте также

«Сейчас мы вновь переживаем тяжелые времена»

Анна Натитник

Истерика как стиль управления

Щербаков Борис

Ген изобретательства

Джеффри Дайер,  Клейтон Кристенсен,  Хол Грегерсен

Компания для взрослых

Пэтти Маккорд

По моему мнению, хороших и плохих начальников и подчиненных как таковых нет. Предположим, что и руководитель, и подчиненный являются профессионалами своего дела и демонстрируют компетентность при выполнении своих обязанностей. В таком случае на первый план выходит общность их ценностей, стиль взаимодействия, уровень развития их эмоционального и социального интеллекта — своего рода «химия» между людьми.

Я, например, встречала в своей карьере людей — уважаемых экспертов, исключительных профессионалов, с которыми мне было бы очень сложно работать, потому что у них своеобразное видение того, каким образом следует взаимодействовать друг с другом, они вполне могли позволить себе грубость по отношению к своим коллегам. В то же время для кого-то они — идеальные боссы, за ними идут те люди, которым такой стиль взаимодействия точно подходит. Наиболее опытные управленцы, которым довелось работать с самыми разными командами в различных условиях, как правило, осознают важность таких вещей, как эмоциональный и социальный интеллект, они понимают, как работать и общаться с людьми, и делают выводы из своих и чужих ошибок, за счет чего меняются, подстраивая свой стиль под конкретную ситуацию.

Я много раз наблюдала и таких руководителей. Одна из HR-ролей как раз в том и заключается — помогать руководителям развивать свой эмоциональный интеллект и навыки межличностного общения. Чтобы они могли быть эффективными управленцами не только для тех коллег, которые им «подходят» и удобны. Они могут наладить контакт с самыми сложными по характеру людьми и общаться со своей командой на любые, подчас неудобные темы.

Читайте материал по теме: Почему кадровым данным нельзя доверять

Вопрос в том, для чего это нужно? Все зависит от внутренней мотивации и желания развиваться. Если только «руководить с удобством для себя», то человек не будет меняться или хотя бы размышлять о необходимости перемен в своем поведении и управленческих навыках, ведь у него нет внутренней потребности в развитии, а есть желание сохранить статус-кво, в котором лично ему так комфортно находиться. Если же менеджеру важно добиться наилучшего результата для своей организации или проекта, если он постоянно пребывает в поиске инновационных решений для закостенелых проблем, если он движется к системным сдвигам в своей области, то такой человек будет готов выйти из зоны комфорта и состязаться с самим собой в стремлении стать лучше, чем он есть сегодня.

Часто у таких руководителей имеются компетентные консультанты — профессиональный HR-специалист или коуч, который хорошо разбирается в управлении персоналом и тонкостях человеческой психологии. Об этом хорошо написано в одной из моих любимых книг на эту тему — «Маверик» Рикардо Семлера.

Чего же ожидают подчиненные от своего босса? Они часто нуждаются в принципиально разных стилях руководства. Кто-то испытывает потребность в контроле, кому-то необходима полная свобода действий. Для большинства людей хорошим будет тот начальник, который дает то, чего они от него ожидают. И тот, кто одержим идеей все контролировать, может быть идеальным начальником для того, кому этот контроль действительно нужен. Схожим образом, люди, трепетно относящиеся к своей свободе, эффективно работают с демократичным начальником, который не проверяет каждый их шаг.

Читайте материал по теме: 7 способов умного найма персонала

Это зависит не только от склада характера конкретного специалиста, но и от того, на каком этапе своей карьеры он находится, насколько сложны поставленные перед ним задачи и т. д. Это всегда набор различных факторов, которые нужно учитывать, ведь и они непостоянны. Например, сегодня тебе нужно чувство контроля, через год — оно тебе чуждо. Еще через год ты вырос настолько, что считаешь контроль избыточным, а именно в этот момент он как раз важнее всего. Вся система взаимоотношений постоянно движется и развивается.

Поэтому и руководителям, и подчиненным нужно постоянно самосовершенствоваться. Быть наблюдательными, слушать и слышать людей, с которыми они работают, стараться понять их нужды и мотивы.

Чем больше мудрости и здравого смысла у всех, кто находится в этом взаимодействии, тем более здоровой и эффективной будет организация.