Маркетинг «заземления»: чего не хватает покупателям в цифровом мире | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Маркетинг «заземления»: чего не хватает покупателям в
цифровом мире

Какие товары все больше привлекают потребителей

Авторы: Изабель Айхнингер , Мартин Шрайер , Стейн ван Осселар

Маркетинг «заземления»: чего не хватает покупателям в цифровом мире
Thomas Gamstaetter / Unsplash

читайте также

Идти к двум целям

Льюис Марианна,  Смит Венди,  Тушман Майкл

Каким лидером вы хотите стать?

Ребекка Ньютон

Книги

Никольская Вера подготовила

Сокращения, которые не разрушат компанию

Сандра Сачер,  Шалин Гупта

Потребители стремятся покупать товары у реальных людей, локальных производителей и выбирают что-то традиционное, напоминающее им о детстве. Эта тенденция заметна, например, в продовольственной отрасли. За время пандемии COVID-19 набрали популярность фермерские рынки, ремесленные пекарни, традиционные бренды и движения за местные продукты. Онлайн-маркетплейс товаров ручной работы Etsy тоже объявил о впечатляющих цифрах: 81,9 млн пользователей и $10,3 млрд валовых продаж в 2020 году. Все это не слишком сочетается с глобализацией, цифровизацией и общей очарованностью современного общества технологиями и инновациями.

Что же стоит за этими трендами? В недавней статье мы предположили, что потребителям важно ощутить твердую почву под ногами, «заземлиться». Глобализация и цифровизация делают нашу работу и жизнь виртуальной, мобильной и изменчивой, и люди чувствуют, что потеряли эмоциональные опоры. Чтобы вернуть себе устойчивость, они покупают вещи, которые связывают их с конкретным местом, людьми или с прошлым. Например, на фермерских рынках продаются овощи и фрукты, выращенные местными хозяйствами, людьми, с которыми можно поговорить; более того, эти овощи и фрукты зачастую выращены традиционным способом или относятся к традиционным сортам.

Опрос репрезентативной выборки потребителей США показал: чем сильнее повседневная жизнь человека затронута цифровизацией, урбанизацией и глобальными переменами, тем больше потребность в «заземлении». Отмечалось, что особенно высока эта потребность у участников, которые проживают в большом городе, много работают за компьютером, имеют высокий социоэкономический статус и чувствуют, что из-за COVID-19 их жизнь стала куда менее стабильной.

Эти люди также стремятся покупать товары, которые помогают им почувствовать связь с местом проживания, соседями или прошлым. Наш эксперимент показал, что по этой причине люди были готовы переплатить до 60% за брусок мыла от независимого ремесленного бренда по сравнению с традиционным промышленным брендом.

Например, австрийская сеть супермаркетов Billa за последние несколько лет успешно позиционировала себя как «заземляющий» бренд, который помогает почувствовать такой контакт с окружением и прошлым. В недавней национальной рекламной кампании Billa попросила своих поставщиков-фермеров показаться покупателям. Саундтреком к рекламе стала классическая песня Гордона Лайтфута «If You Could Read My Mind» в исполнении Джонни Кэша: она хорошо дополнила визуальный ряд и подчеркнула традиции, стоящие за местными фермерами, которых в ролике назвали «людьми, которые нас “заземляют”» («wer uns erdet»). Сложно установить причинно-следственные связи на основе наблюдаемых данных, но динамика продаж в 2020 году показывает, что эта стратегия сработала. Среди всех ритейл-компаний группы REWE, к которой относится Billa, ее продажи выросли сильнее всего — на 6,89%, и концентрация на региональных продуктах была названа в недавнем отчете (https://rewe-group.at/de/unternehmen/zahlen-fakten) группы одним из главных факторов успеха. Маркетолог Billa написал в социальных сетях: «Ничто не держит нас так же крепко, как наши корни».

Косметический бренд Lush — еще один пример успешного маркетинга с идеей «заземления». Он производит свои товары вручную, а также оформляет продукцию и магазины в традиционном стиле. Lush печатает на своих продуктах цифровые портреты производителей, изготовленные графическими дизайнерами, и подписывает их имена. Бывший сотрудник Lush указывает на одну из главных задач этой стратегии — «создать отношения между покупателем и изготовителем продукта». Судя по всему, эти усилия окупаются: в последний год перед пандемией (2019) объем годовых продаж бренда превысил 900 млн фунтов стерлингов, что почти на 300% больше, чем в 2012 году. Проведенный нами эксперимент с совместимыми стимулами тоже подтверждает эту связь: если показать человека, который стоит за продуктом, покупатели будут готовы платить за печенье на 27% больше.

Еще один интересный пример этой идеи — премиальный йогурт Oui by Yoplait от General Mills. Его дизайн выдержан во французском стиле и явно отсылает к прошлому: он продается в стеклянной банке, а слово Oui и название вкуса (например, «клубничный») написаны рукописным шрифтом, отсылающим ко временам наших бабушек. Интересно, что недавние исследования показывают: рукописные шрифты (например, DJB This is Me или Moon Flower) сами по себе могут сделать продукты более особенными и таким образом повысить продажи. В полевом эксперименте, описанном в Journal of Consumer Research, посетители шоколадного магазина с существенно большей вероятностью покупали шоколад с рукописным шрифтом (17%), чем с машинописным (3%). В Nielsen назвали йогурт Oui by Yoplait «прорывной инновацией». Он принес General Mills более $100 млн долларов уже в первый год, хотя продажи йогуртов в целом падали, поскольку это довольно сложная категория товаров.

Таким образом, маркетинг «заземления» — это практичный и доступный инструмент, позволяющий делать продукты успешнее. Наши исследования показывают, что он может быть особенно эффективен в холодное время года, когда покупатели демонстрируют особенное желание (снова) почувствовать связь с местом своего проживания, людьми или прошлым.