Почему Facebook Live — новое оружие соцсети | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему Facebook* Live — новое
оружие соцсети

Запуская новый продукт, Facebook дает понять, что не собирается отставать от конкурентов.

Автор: Джошуа Ганс

Почему Facebook Live — новое оружие соцсети

читайте также

Книги

Никольская Вера подготовила

Истинные показатели успеха

Майкл Дж. Мобуссин

Два правила конструктивной критики

Дон Норман,  Роберто Верганти

Все для продаж

Сеспедес Фрэнк

Facebook запустил сервис онлайн-видео. Станет ли он от этого лучше?

Facebook представил недавно свой новый продукт —Facebook Live. Хотя, наверное, правильнее назвать его новым инструментом или приложением. Основное его предназначение — прямая трансляция потокового видео при помощи смартфона. Получившееся видеопослание (так же, как и все остальные ваши публикации) затем сохраняются на вашей стене. Например, вот ролик, записанный мною на днях.

Как и во всех подобных случаях, это просто еще один способ социального взаимодействия. Однако на этот раз многим (и в первую очередь — представителям «поколения YouTube») может показаться, что Facebook не придумал ничего по-настоящему инновационного.

Конечно же, в свое время именно YouTube показал всему миру, что людям нравится обмениваться друг с другом видеороликами. Позже мы наблюдали, как Vine, Meerkat и Periscope пробуют внедрять в социальное пространство различные форматы видео. Сегодня видео — обязательное условие для любой платформы цифровой связи — Skype и FaceTime правят бал в этой сфере.

В эту «видеоигру» включились даже рекрутинговые агентства. Компания Kira со штаб-квартирой в Торонто стала пионером в области использования видео для подбора персонала. Если вы недавно поступали в бизнес-школу, то, вероятно, уже имели дело с этой платформой. Другой стартап такого рода, Vidoyen, использует принцип вопросов и ответов, где последние представлены в виде видеороликов. Учитывая столь стремительное распространение различных способов видеокоммуникации, нет ничего удивительного в том, что к этому всеобщему веселью захотел присоединиться и Facebook. В конце концов, есть нечто безумно привлекательное в самой идее связи посредством видео, ведь она полнее передает суть «живого» общения, включая мимику и прочие сигналы. Может быть, именно поэтому подобные идеи всегда присутствовали во всех фантастических фильмах о будущем. Неужели все эти послания в «Звездных войнах» обязательно нужно было делать голографическими?

Читайте материал по теме: Изменит ли Facebook мир?

Какие же сценарии использования предполагает видео в исполнении Facebook? Meerkat и Periscope нашли свое место внутри экосистемы Twitter, но они предлагают «прямой эфир». Трансляции не сохраняются для последующего просмотра — вы можете смотреть их исключительно в режиме реального времени. Однако эти приложения могут стать для вас источником уникального опыта — если вам удастся поймать момент, когда ваш кумир решит выйти на связь.

Когда карикатуристу Скотту Адамсу скучно, он «поднимает» свой Periscope и просит присутствующих в данный момент участников подкинуть ему идеи будущих комиксов про Дилберта. И это работает, потому что вовлекает людей в живое общение. И в этом — преимущество подобной схемы. А ее недостаток в том, что эти видеосообщения нигде не сохраняются, а следовательно, их аудитория — лишь те, кто оказался в нужное время и в нужном месте. Впрочем, есть и другой минус. Так как это видеосообщение сиюминутно, оно незаслуженно получает повышенный приоритет, подобно человеку, который звонит в магазин и отвлекает продавца, когда перед прилавком выстроилась целая очередь.

Facebook Live может вызвать схожий эффект, но, поскольку видеотрансляции сохраняются на странице, пропадает дополнительный стимул немедленно подключаться к разговору. Но и у этого подхода есть как сильные, так и слабые стороны. Тем не менее если создатель видео желает привлечь к себе внимание, то это аргумент в пользу Periscope.

Читайте материал по теме: Facebook vs LinkedIn: кто кого?

Для Facebook это также еще один способ положить конец присутствию в своей сети роликов с YouTube и других видеосервисов. До этого пользователи уже имели возможность загружать видео на Facebook напрямую, что было предпочтительнее для тех, кто желал получить больше просмотров именно здесь. В этом смысле Facebook Live будет еще одним оружием в непрекращающейся конкурентной войне с Google за внимание пользователей и аудиторию для рекламодателей.

В конечном счете Facebook Live, на мой взгляд, демонстрирует сразу три аспекта.

Во-первых, запуская новый продукт, Facebook дает понять, что не собирается отставать от конкурентов и будет создавать те инструменты, которые, несмотря на свою кажущуюся простоту, крайне сложны в разработке и масштабном использовании. Онлайн-видео родилось не в одночасье.

Во-вторых, совершенно неясно, производит ли Facebook детальный анализ рентабельности такого рода решений. Как я уже упоминал, нельзя точно сказать, будет ли этот сервис востребован среди пользователей сети. Facebook может себе позволить такую роскошь. Как ученый, изучающий инновации, я всегда рад подобным экспериментам, но не уверен в успехе (все мы вспомним, как впервые посмотрели видео на Facebook Live, прежде чем это стало заметным явлением). В конце концов даже Дональд Трамп пока еще не удостоил Periscope своими видеопосланиями.

И, наконец, есть ощущение, что Facebook посылает своим конкурентам сигнал о том, что он будет агрессивно с ними соперничать в тех сферах, которые доступны всем пользователям. Соцсети уже не раз доводилось это делать — когда на платформе появился сервис хранения фотографий, а затем система обмена сообщениями. Теперь очередь дошла и до видео. С точки зрения простого потребителя это означает, что Facebook вас не бросит. С точки зрения конкурентов смысл послания такой: чтобы уйти в отрыв, необходимы куда более радикальные инновационные усилия.

* деятельность на территории РФ запрещена