Манифест суммарной позитивности: как бизнесу справиться с решением глобальных проблем | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Манифест суммарной позитивности: как бизнесу справиться с решением
глобальных проблем

Приносит ли ваша компания пользу миру?

Авторы: Пол Полман , Эндрю Уинстон

Манифест суммарной позитивности: как бизнесу справиться с решением глобальных проблем
Иллюстрация: Guillaume Kurkdjian

читайте также

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Революция в службе поддержки

Виртц Йохен,  Кауфман Рон

Я сам обманываться рад?

Милкман Кэтрин,  Пейн Джон,  Солл Джек

Почему я перестал нанимать умников

Роджер Мартин

Спектр надежд, которые общество возлагает на бизнес, за последние два года изменился больше, чем за два десятилетия. Пандемия, крупномасштабные стихийные бедствия, убийство Джорджа Флойда, атаки на демократию — все эти моменты стали поворотными. Лидеры корпораций, руководствующиеся как практическими, так и моральными соображениями, больше не могут спокойно наблюдать со стороны за изменениями, происходящими в обществе, или считать, что их не касаются проблемы, стоящие перед человечеством и планетой. Компании ради собственного блага должны активно участвовать в решении глобальных задач. Экономика не будет процветать, если у людей и планеты не все благополучно. Хорошая новость в том, что решение этих проблем дает доступ к величайшим экономическим возможностям нашего времени. Во всех крупных отраслях, в том числе в сфере строительства, транспорта, производства продовольствия, в сельском хозяйстве и «зеленом» финансировании идет передел рынков стоимостью в несколько триллионов долларов. Двухлетние исследования, проведенные Комиссией по бизнесу и устойчивому развитию, показали, что достижение «Целей устойчивого развития» ООН — от ликвидации голода до обеспечения людей работой и борьбы с климатическими изменениями — уже в этом десятилетии может дать доступ к триллионам долларов и создать сотни миллионов рабочих мест. Добиться этого можно при довольно скромных вложениях, особенно если сравнить их с ущербом от глобальной дестабилизации, вызванной изменением климата (глобальные кризисы «стоят» дорого: из-за пандемии мировая экономика предположительно потеряет $22 трлн). Основные технологии чистой экономики — возобновляемые источники энергии, батареи, более умный ИИ — стали значительно дешевле и внедряются в крупных масштабах (90% новой энергии, попавшей в мировую сеть в 2020 году, составила энергия из возобновляемых источников). Компании, которые решили сосредоточиться на экологических, социальных и управленческих вопросах, опережают конкурентов: в 2020 году показатели более 80% фондов устойчивого развития оказались лучше, чем у остальных организаций. Цена акций — не идеальный индикатор успешной деятельности бизнеса, однако хорошая прибыль демонстрирует, что устойчивость — это не выдумка заговорщиков, стремящихся уничтожить свободную торговлю.

ИДЕЯ КОРОТКО

Проблема
Меры, которые компании принимают сегодня для решения проблем планетарного масштаба вроде изменения климата, нельзя считать адекватными.
Решение
Корпорации должны позитивно влиять на все, с чем имеют дело, — на каждый продукт, процесс, на все заинтересованные стороны, даже на будущие поколения и саму планету.
Первые шаги
Ни одну компанию пока нельзя называть суммарно позитивной. Чтобы приблизиться к этому состоянию, нужно учитывать интересы не только акционеров, но и других заинтересованных сторон; брать на себя ответственность за все свои действия; создавать партнерства и сотрудничать с оппонентами; изменить подход к лоббированию и другим видам общественной деятельности. Инвесторы тоже призывают к активным действиям. Регуляторы требуют большей открытости и прозрачности. Клиенты хотят, чтобы организации предоставляли рабочие места меньшинствам и боролись с изменением климата. И самая влиятельная группа заинтересованных лиц — это, возможно, сотрудники компаний, особенно миллениалы и представители поколения нулевых, ищущие работодателей, которые разделяют их ценности. Они готовы устраивать забастовки, критиковать или одобрять взгляды владельцев бизнеса на социальные проблемы — более половины живущих в США миллениалов уже поступали таким образом. Организации, процветающие в новой среде, не такие, как прежде. Традиционная корпоративная ответственность и благотворительность уже не соответствуют требованиям времени. Руководители компаний должны заново осознать, что такое бизнес, как он растет и получает прибыль, какова его цель и как он меняет мир. В нашей книге «Net Positive: How Courageous Companies Thrive by Giving More Than They Take» мы описываем основные параметры компании, которая может рассчитывать на долговременный успех и растет, помогая миру. Организацию, «повышающую благосостояние всех, на кого влияет, — регионов и стран, заинтересованных сторон, акционеров, работников, поставщиков, клиентов, даже будущих поколений и самой планеты», мы называем суммарно позитивной. Ни одна компания еще не добилась этой высокой цели, но все больше фирм начинает двигаться к ней. Их руководители давят на правительства, чтобы те, не откладывая, занимались проблемами климата; они стараются свести к нулю вредные выбросы, ставят перед собой амбициозные задачи, связанные с расовым равенством, и высказываются против законов, которые ограничивают права представителей ЛГБТК. Они объединяются с поставщиками, клиентами, коллегами, НКО и правительствами, чтобы бороться с системными проблемами и решать вопросы, которые касаются всех. Концепция «капитализма заинтересованных сторон» и мысль о том, что бизнес несет ответственность перед обществом, приобретают все большую популярность. Те, кто не обратит внимания на столь радикальные изменения, столкнутся с массой проблем. Экономика «обычного бизнеса» не даст им преимуществ, общество их не примет, и молодое поколение не будет на них работать. Мы предлагаем взглянуть на ситуацию с позиции Unilever — корпорации, которую один из нас (Пол) возглавлял целое десятилетие. Этот гигант считается лидером перехода к «суммарной позитивности»: 11 лет подряд специалисты по устойчивому развитию называли его лучшим в мире по этому показателю. Подобный успех не шел вразрез с финансовыми результатами; более того, он способствовал прибыльности и развитию компании. Пока Пол в ней работал, общие доходы акционеров Unilever были близки к 300% — это значительно больше, чем у конкурентов. Unilever не одинока. Практически все 500 крупнейших организаций мира уже поставили перед собой цели по использованию энергии и выбросам углерода, и риторика их лидеров меняется. Когда исполнительный директор Walmart говорит, что его компания должна стать «восстанавливающей», мы понимаем: происходит нечто серьезное. Конечно, слова — еще не дела, и редкий бизнес метит достаточно высоко, но процесс запущен. Тем не менее, для многих все еще главное — не проиграть. Мы же расскажем, как победить. Нам видятся четыре пути, по которым могут пойти компании, стремящиеся к процветанию и победам. Они могут:
  • служить людям и в результате приносить выгоду инвесторам (а не ставить интересы акционеров превыше всего);

  • полностью взять на себя ответственность за то влияние, которое они оказывают на окружающий мир;

  • создавать прочные партнерства — даже с теми, кто их критикует;

  • бороться с системными проблемами, изменив отношения с общественными организациями и правительствами.

* деятельность на территории РФ запрещена