Как повысить жизнестойкость вашего бизнеса | Большие Идеи

・ 20-21: Уроки стойкости
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как повысить жизнестойкость
вашего бизнеса

Что нужно знать о надежности в эпоху COVID-19

Авторы: Кевин Уитакер , Мартин Ривз

Как повысить жизнестойкость вашего бизнеса
Фото: Dio5050/Getty Images

читайте также

Интеллектуальная эмиграция: что известно об «утечке мозгов» из России

Карьера пошла под откос? Начните все заново!

Ашкеназ Рон,  Маркс Митчелл,  Мирвис Филип

Почему одни платформы успешны, а другие нет

Марко Янсити,  Фэн Чжу

Больше не пиши: как нельзя знакомить деловых партнеров

Дэвид Буркус

В разгар кризиса, вызванного COVID-19, хрупкость цепочек поставок, здравоохранения и других жизненно важных систем стала мучительно очевидной. Многие бизнес-лидеры заявили, что собираются перестраивать свои компании, повышая их жизнестойкость — хотя редко кто знает, как это сделать. Проблемой устойчивости бизнеса к катастрофам занимаются лишь несколько бизнес-школ, и потому нынешний управленческий инструментарий рассчитан, прежде всего, на управление финансовой результативностью. В результате компании редко могут спроектировать, измерить и проконтролировать системы надежности бизнеса. Почему важна стойкость Для удобства мы можем определить прочность компании как ее способность, выдержав стресс, восстановить свой функционал и вновь заработать эффективно в изменившихся обстоятельствах. В силу особой динамики и непредсказуемости бизнес-среды жизнестойкость сегодня особенно важна. Сразу несколько мощных сил, от ускоряющейся эволюции техники до усиления взаимозависимости компонентов мировой экономики, в контексте таких глобальных проблем, как нарастание неравенства и изменение климата, то и дело проверяют бизнес на прочность. Коронавирусный кризис — идеальный пример системного стресса. Из-за вмешательства человека в естественную окружающую среду увеличился риск межвидовой передачи инфекций. Из-за высокой плотности городского населения первичная вспышка болезни быстро превратилась в эпидемию. В результате перемещений людей по странам и континентам она охватила весь мир. Сложные международные цепочки поставок разрушились. Это нанесло серьезный урон мировой экономической деятельности, и в результате обострились неравенство и социальная напряженность.  Эта эпидемия не единичное явление. SARS, MERS и вирус Эбола были предвестниками неминуемости пандемии, и у нас есть основания ожидать, что будут и другие всемирные эпидемии. Заметим, что по тем же законам «заражения» распространяются компьютерные вирусы и экономическая нестабильность, связанная с изменением климата или социальной напряженностью.  В чем сложность измерения и контроля стойкости У традиционных подходов к менеджменту есть несколько важных ограничений, которые мешают встраиванию в бизнес систем прочности.  

  • Компании, как правило, создаются с прицелом на максимальное увеличение акционерной стоимости — дивидендов и курса акций. Очень мало компаний хотя бы пытаются измерить свою прочность; обычно дело ограничивается раскрытием конкретных материальных рисков. 

  • Компании и акционеры часто сосредоточены на получении максимальной краткосрочной выгоды. Оценка прочности, однако, требует и краткосрочной, и долгосрочной перспективы, то есть отказа от некоторой доли прибыли сегодня, чтобы в получить более устойчивую доходность в будущем.

  • Компании сосредоточены, главным образом, на составлении и исполнении планов. Это хорошо работает, если причинно-следственные отношения ясны, предсказуемы и неизменны. Показатель жизнестойкости предполагает обращение к последствиям неизвестного, изменчивого, непредсказуемого и невероятного.

  • В рамках нынешней модели корпоративного капитализма каждая компания воспринимается как экономический остров, который нужно оптимизировать индивидуально. Это упрощает управление и контроль, но не учитывает силу экономической и социальной взаимозависимости между разными стейкхолдерами. Жизнестойкость же — это свойство систем: прочность отдельной компании мало что значит, если травмированы ее цепь поставок, клиентская база или социальные системы, от которых она зависит.