Как помочь сотрудникам, работающим в офисе, преодолеть страх | Большие Идеи

・ 20-21: Уроки стойкости
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как помочь сотрудникам, работающим в офисе,
преодолеть страх

Шесть советов, которые помогут успокоить команду и не заразиться негативными эмоциями

Автор: Мелоди Уилдинг

Как помочь сотрудникам, работающим в офисе, преодолеть страх
Фото: XiXinXing/Getty Images

читайте также

Без чего бизнесу придет конец

Эндрю Уинстон

Нужные люди

Елена Евграфова

Как сделать крутую презентацию

Крис Андерсон

Неожиданный потенциал Google Glass

Уолтер Фрек

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «20-21: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно.

«Не представляю, как я снова буду работать в офисе. Я только полностью привыкла к работе из дома», — говорит с тревогой на лице моя клиентка Алана, вице-президент по маркетингу. Она глубоко вздыхает и продолжает: «Но больше всего меня волнует, как помочь справиться с эмоциями моей команде. Все переживают и тревожатся, и это начинает сказываться на моральном духе, и на мне тоже».

Многие лидеры, которых я консультирую, разделяют волнения Аланы. По мере того, как компании сообщают о планах возвращения в офис, страхи сотрудников возрастают до предела. Это вполне понятно, так как всех беспокоят вопросы здоровья и безопасности (Будут ли все носить маски? Что нужно знать о распространении микробов и вирусов в общественных местах?). Кроме того, добавляется стресс от недостатка межличностного взаимодействия («Я забыл, как разговаривать о пустяках», — говорит один из моих клиентов, а другой жалуется: «Я ни в одни брюки не влезаю»).

Тревога в связи с возвращением на работу влияет не только на отдельных сотрудников, испытывающих ее. Стресс заразен: этот психологический эффект известен как эмоциональное заражение. Исследование показывает, что можно «подхватить» эмоции других людей. Иначе говоря, люди естественным путем (и бессознательно) имитируют поведение, позу и выражение лица тех, с кем проводят много времени. Это относится и к командам, работающим в офисе. Вероятно, вам доводилось наблюдать эмоциональное заражение. Например, когда чье-либо плохое настроение снижает уровень энергии на совещании, или когда в разгар пандемии вы, глядя на подругу, в панике скупающую все подряд, начали делать то же самое.

Всем руководителям следует внимательно отнестись к эмоциональному заражению в связи с возвращением сотрудников в офисы, так как эмоции непосредственных подчиненных будут только подогревать тревогу и закреплять порочный круг страха. Кроме того, эмоциональное заражение может нанести вред вашему личному благополучию. Настроение окружающих может влиять на ваше собственное. Это особенно относится к тем, кого я называю «чувствительными борцами». Таких людей примерно 20%. Относящиеся к их числу лидеры имеют более активные нейронные связи в областях мозга, отвечающих за эмпатию (так называемые «зеркальные нейроны»), в результате чего они больше подвержены влиянию чувств и поведения других людей.

Как защититься и не «подхватить» тревогу других людей в связи с возвращением в офис? Вот несколько советов, которые помогут не впитывать чужие эмоции, но с сочувствием относиться к потребностям и тревогам членов вашей команды. 

Измеряйте свою эмоциональную температуру

Лидер может стать основным источником эмоционального заражения. Считайте себя проводником настроения: благодаря вашему влиянию и авторитету на ваше поведение обращают внимание в первую очередь. Если в разговорах вы выражаете тревогу и страхи, ваша команда подхватит их, и плохое настроение «заразит» других. Вот почему важно в течение дня периодически проверять свое состояние и осознавать, какие эмоции вы приносите. Это касается как личного, так и виртуального общения, где вам необходимо помнить о тоне и чувствах, которые вы транслируете. Я рекомендую моим клиентам использовать простой трекер настроения. Вы также можете проявить творческий подход. Установите на телефоне фон с простым вопросом вроде «Как я себя сейчас чувствую?» или уведомление в календаре, которое напомнит о том, что необходимо сознательно оценить свое эмоциональное состояние.

Визуализируйте границу

Когда непосредственный подчиненный выражает тревогу в связи с возвращением на работу, вы можете принять ее близко к сердцу, восприняв в качестве оценки своей компетентности как менеджера. Его стресс может вызвать тревогу у вас, и вы подумаете: «Может быть, мне стоит больше волноваться? Возможно, он думает, что я не могу поддержать его?» Если вы относитесь к числу «чувствительных борцов», это взаимодействие может настолько затронуть вас, что вы будете чувствовать неприятный осадок еще несколько часов или дней. Хороший способ отгородиться от чужих эмоций — применить визуализацию. Представьте, что между вами и другим человеком находится стеклянная панель, через которую его реакции не могут просочиться и повлиять на вас. Другой хороший пример визуализации — «застегнуть молнию». Поместите руку в нижнюю часть живота и проведите воображаемую линию вверх до подбородка, как будто вы застегиваете куртку. 

Сочувствуйте, но не перенимайте

Не погружайтесь в пугающие мысли вместе с командой. Разграничьте тревоги своих подчиненных и не позволяйте им жаловаться друг другу и распространять беспокойство. Лучше посочувствуйте им. Рассматривайте эти моменты как возможность проявить сострадание и признать чувства других людей. Поощряйте решение проблем с помощью вопросов. Приведу несколько примеров:

  • Вполне понятно, что тебя тревожит возвращение в офис. Давай обсудим, как сделать, чтобы оно прошло гладко.

  • Я слышал, ты волнуешься по поводу нашего нового гибридного графика. Что ты думаешь о том, чтобы перераспределить рабочую нагрузку?

  • Я понимаю, что ситуация неопределенности нервирует. Как мне поддержать тебя?

Практикуйте совместное регулирование

Эмоциональное заражение — это не всегда плохо. Положительные эмоции тоже могут распространяться. Помните о том, что нервные системы людей могут синхронизироваться с помощью метода совместного регулирования. Когда вы намеренно успокаиваете или утешаете себя, это влияет и на других людей, и они делают то же самое. Если вы имеете дело с беспокойным подчиненным, сознательно замедлите дыхание и делайте глубокие вдохи. Говорите спокойнее и медленнее (такой голос я называю «голосом психотерапевта»). Вы также можете продемонстрировать расслабленную позу, опустив плечи и удобнее устроившись на стуле. Попробовав эту технику, и вы заметите, как изменится ваше настроение и уменьшится паника у вашего сотрудника.

Повышайте сопротивляемость

Психологическое исследование показывает, что требуется пять положительных взаимодействий, чтобы перевесить одно отрицательное. Это означает, что вы можете изменить ситуацию эмоционального заражения с помощью похвалы, признания и комплиментов своей команде. Старайтесь начинать совещания, например, попросив каждого поделиться достижением за прошедшую неделю. Во время встреч с сотрудниками один на один уделите внимание областям, в которых они развиваются и улучшают навыки. Можно открыть «звездный» канал на платформе обмена сообщениями вашей компании, где члены команды будут признавать успехи друг друга и хвалить коллег за хорошо выполненную работу. Эти усилия создают более позитивную эмоциональную культуру и нивелируют эффект заражения. 

Найдите способ правильно завершить рабочий день

Для того чтобы плохое настроение не преследовало вас, необходимо отключиться от работы в конце рабочего дня. Я рекомендую создать ритуал, символизирующий переход от рабочего времени к личному. Можно вспомнить события дня и проанализировать, чего вы достигли и чему научились. Если вы снова работаете в офисе, то по дороге домой можно послушать подкаст, не связанный с работой, или аудиокнигу. А некоторые мои клиенты, все еще работающие из дома, по окончании рабочего дня переодеваются. Помните, что лучшие, самые эмоционально устойчивые лидеры придают важное значение заботе о себе. Они рассматривают время отдыха не как «ленивое» время, а как возможность инвестировать в свою производительность на работе.

Тревога в связи с возвращением в офис будет влиять на нас в предстоящие месяцы. Но с помощью перечисленных выше стратегий вы сможете сделать так, чтобы эмоциональное заражение не портило настроение вам и вашей команде. 

Об авторе 

Мелоди Уилдинг (Melody Wilding) — консультант руководителей высшего звена и автор книги «Trust Yourself: Stop Overthinking and Channel Your Emotions for Success at Work».

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «20-21: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно.