Пандемия, ИИ, трансформация | Большие Идеи

・ Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пандемия,
ИИ, трансформация

Семь уроков, которые бизнес может усвоить благодаря развитию искусственного интеллекта в 2020 и 2021 годах

Автор: Джо Маккендрик

Пандемия, ИИ, трансформация
Иллюстрация: Kilito Chan/Getty Images

читайте также

Исключительный кандидат: как адаптировать ваше резюме под должность, о которой вы мечтаете

Джейн Хейфец

Как ставить задачи сотрудникам, чтобы потом не пришлось всё переделывать

Сабина Наваз

Атака симулякров

Николай Александров

Как пользовательский дизайн способствует клиентскому опыту

Адам Ричардсон

Если говорить о цифровой трансформации, то кризис, вызванный COVID-19, преподнес нам важные уроки. Иодин из самых убедительных выводов для бизнес-лидеров касается новых возможностей, которые открывают перед нами аналитика данных и искусственный интеллект.

Например, компания Frito-Lay во время пандемии ускорила продвижение своих инициатив в сфере цифровизации и использования данных, реализовав за шесть месяцев планы, рассчитанные на пять лет. «Мы давно собирались запустить модель direct-to-consumer, но определенно не планировали сделать это за 30 дней в разгар пандемии, — говорит Майкл Линдси, директор по росту Frito-Lay. — Пандемия побудила нас идти впередбыстрее, чем мы считали возможным».

Кризис ускорил внедрение аналитики и ИИ, и, как показывают опросы, тенденция продолжится на протяжении 2020-х. 52% компаний ускорили реализацию планов по внедрению ИИ в связи с кризисом, вызванным пандемией, показывает исследование, проведенное PwC. Почти все, а если точнее, то 86% участников исследования, утверждают, что в 2021 году ИИ становится «общепринятой технологией» в их компании. Согласно исследованию, проведенному Harris Poll совместно с Appen, 55% компаний сообщали, что ускорили реализацию своей стратегии ИИ в 2020 году в связи с COVID-19, и 67% рассчитывают на ее дальнейшее ускорение в 2021 году. 

Смогут ли компании сохранить этот высокий темп цифровых и основанных на данных инноваций по мере выхода из пандемии? По данным опроса, проводившегося The AI Journal, на фоне кризиса около трех четвертей бизнес-лидеров (72%) позитивно оценивают роль, которую ИИ будет играть в будущем. Большинство руководителей (74%) считают, что ИИ не только обеспечит более эффективные бизнес-процессы, но и поможет создать новые бизнес-модели (55%) и новые продукты и услуги (54%).

ИИ и аналитика приобрели огромную важность, когда компаниям пришлось отвечать на изменения в рабочем режиме и покупательной способности потребителей, вызванные кризисом COVID-19. И по мере того, как внедрение этих технологий идет полным ходом, предприятия будут учитывать полученные за последние полтора года уроки и руководствоваться ими в течение всего десятилетия.

Бизнес-лидеры прекрасно понимают возможности и потенциал аналитики и ИИ в своем бизнесе. «С тех пор как началась пандемия COVID-19, CEO учатся, спрашивают, как они могут выгодно воспользоваться данными, — говорит Арнаб Чакраборти, глобальный управляющий директор Accenture. — Они хотят понять, как им лучше узнать своих клиентов. Они хотят добиться большей гибкости в своих цепях поставок и сетях распределения. Они хотят начать создавать новые бизнес-модели на основе данных. Они знают, что им нужно строить фундамент из данных, находить на основе наборов данных и алгоритмов идеи и решения, которые помогут им оптимизировать свой бизнес, более гибко настроить бизнес-процессы, узнать своих клиентов и активировать новые каналы доходов».

ИИ необходим для восполнения дефицита персонала. Туристическая, гостиничная и другие отрасли, пострадавшие в результате пандемии, нуждаются в ресурсах, чтобы ускориться и удовлетворить отложенный спрос. В различных секторах не хватает специалистов самых разных направлений, от водителей грузовиков до работников складов и ресторанов. По иронии все больше растет потребность в развитии ИИ и аналитики, чтобы компенсировать нехватку кадров в области разработки ИИ. Последний ежеквартальный Индекс работы будущего, публикуемый компанией Cognizant, в этом году показывает «быстрое восстановление темпов роста» рынка труда США, особенно в области технологий. В таких сферах, как ИИ, алгоритмы и автоматизация, наблюдается рост на 28% по сравнению с предыдущим кварталом.

ИИ будет неотъемлемой составляющей решений, связанных с постоянно возникающими и постоянно меняющимися потребностями в персонале и с подготовкой кадров, соглашается Роб Джекилек, управляющий директор Harris Poll. «Уже сейчас с помощью ИИ и, в частности, инструментов поддержки развития карьеры начинают решать проблему дефицита имеющейся рабочей силы, — говорит эксперт. — ИИ также помогает сотрудникам лучше и быстрее справляться со своими задачами и изменениями в работе — в этом помогают цифровые ассистенты и внутренние программы обучения на основе ИИ».

ИИ будет также отчасти компенсировать нехватку кадров в работе служб поддержки. «Учитывая, что все больше и больше продуктов становятся или цифровыми или содержат в себе другие технологии с пользовательским интерфейсом, потребность в таких специалистах растет, — говорит Ребекка Парсонс, директор по технологиям в Thoughtworks. — Многие простые вопросы может решить соответствующим образом обученный чат-бот, и это даст возможность снять по крайней мере часть нагрузки с персонала. Существуют исистемы обработки текстов на естественном языке, которые могут выполнять простой анализ документов и поиск типовых формулировок».

ИИ и аналитика повышают производительность. В течение многих лет рост производительности, связанный с внедрением технологий, вызывал сомнения. Однако ИИ и аналитика наконец открывают эти долгожданные перспективы. «Благодаря развитию цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, рост производительности ускорился, — пишут Эрик Бриньолфссон и Георгиос Петропулос в MIT Technology Review. — Развитие алгоритмов машинного обучения в сочетании со значительным снижением стоимости хранения данных и увеличением вычислительных мощностей позволяет компаниям решать различные сложные задачи от распознавания образов и речи до прогнозирования и диагностики. Быстрорастущий рынок облачных вычислений сделал эти инновации доступными небольшим компаниям».

ИИ и аналитика помогают создавать новые продукты и услуги. Аналитика и ИИ помогают ускорять темп инноваций, внедряемых такими компаниями, как Frito-Lay. Например, во время пандемии этот производитель продуктов питания открыл платформу электронной коммерции Snacks.com. Линдси назвал ее «первой попыткой (компании) выйти в сегмент прямых продаж потребителям — и всего за 30 дней». Сейчас компания задействует аналитику, чтобы использовать данные о покупателях и точках продаж «для прогнозирования открытия магазинов, изменений спроса в связи с возвращением на работу и изменений вкусов, что позволяет обновлять предложения продуктов по всей цепочке до уровня магазина в конкретном районе», добавляет он.

ИИ отражает корпоративные ценности. «То, как мы разрабатываем ИИ, отражает культуру нашей компании: мы выражаем наш подход двумя словами — ответственный рост, — говорит Сумит Чабрия, глобальный операционный директор подразделения технологий и операций Bank of America. — Наш бизнес основан на доверии. Мы считаем, что один из основных элементов нашего роста — технологии, данные и искусственный интеллект — нужно применять ответственно. Поэтому наша стратегия — ответственный ИИ. Это означает в первую очередь внимание к интересам клиентов, их потребностям и последствиям вашего решения для них. Это означает ориентацию на процессы. Как ИИ вписывается в ваш бизнес-процесс? Диктует ли процесс правильное решение?»

ИИ и аналитика решают проблемы цепи поставок. Несмотря на то, что экономика возвращается к прежним темпам, сохраняется остаточный эффект кризиса, вызванного COVID-19, и риск дефицита самых разных наименований, от полупроводников до древесины, в результате перебоев на рынке. Аналитика и ИИ помогает компаниям прогнозировать, готовиться и видеть проблемы, которые могут привести к сбоям в поставкахтоваров и услуг. В области цепей поставок ИИ только начинает применяться, опрос, проведенный Американским центром производительности и качества, показал, что всего 13% руководителей ожидают каких-то существенных результатов в применении ИИ или когнитивных вычислений в следующем году. Еще 17% рассчитывают на умеренное воздействие. Компании все еще пользуются ручными методами отслеживания своих цепей поставок, ите, кто в ближайшие месяцы и годы внедрят ИИ, получат значительные конкурентные преимущества.

«В планировании работы цепей поставок при возможных перебоях это позволит добиться сразу двух полезных результатов, — говорит Парсонс. — Во-первых, ИИ можно использовать для решения простых вопросов. Так у сотрудников останется больше времени, чтобы заниматься более серьезными проблемами в цепях поставок. Однако системы ИИ также могут обеспечить поддержку в более сложных случаях, например, помочь с подбором возможных вариантов и более быстрым их анализом за счет доработки какого-то из предложенных решений к конкретной части проблемы».

ИИ способствует росту стартапов и одновременно помогает компаниям справляться с подрывными изменениями. Стартапы нацеливаются на сформировавшиеся отрасли, применяя последние технологии на основе данных для выхода на новые рынки с новыми решениями. ИИ и аналитика представляют «огромную возможность как для стартапов, так и для сформировавшихся компаний, — говорит Чакраборти. — Стартапы не могут применять ИИ обособленно. Они могут собрать лишь часть пазла. Здесь очень важно сотрудничество. У более крупных организаций есть возможность поглотить эти стартапы и сделать их частью своей экосистемы».

«В то же время ИИ помогает конкурировать со стартапами сформировавшимся компаниям — они могут тестировать потенциальные возможности и выполнять итерации быстрее и в гораздо большем масштабе, — говорит Джекилек. — Это помогает им быстрее выявлять области возможностей с высоким потенциалом, а также определять, имеет ли смысл вступать в конкуренцию или, особенно на ранних этапах, планировать поглощение».

Дальнейший стремительный рост бизнеса и инноваций будет обусловлен данными. По мере того, как мир выходит из кризиса, вызванного COVID-19, будут появляться возможности для предпринимателей, лидеров бизнеса и новаторов создавать стоимость и запускать новые проекты, в рамках которых можно будет быстро менять структуру и цели в зависимости от изменений потребностей клиентов. Технологии следующего поколения — искусственный интеллект и аналитика — будут играть ключевую роль в развитии бизнеса и продвижении инноваций, а также стимулировать появление новых бизнес-моделей.

Об авторе 

Джо Маккендрик (Joe McKendrick) — автор, независимый исследователь и спикер, исследующий инновации, тренды информационных технологий и рынки.