Неуклюжая критика: ценный подарок в плохой упаковке | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Неуклюжая критика: ценный подарок в
плохой упаковке

Как привыкнуть разворачивать дары, а не отвергать?

Автор: Роджер Шварц

Неуклюжая критика: ценный подарок в плохой упаковке

читайте также

Кризис делу не помеха

Константин Самойлов

Самый продуктивный способ развить свои лидерские качества

Эрминия Ибарра

Экономика сотрудничества

Петров Сергей

Кушать подано, или Правила активного роста

Салливан Крис

Члены вашей команды дарят вам подарки — не только по особым поводам, но и круглый год. Эти подарки нематериальны, их не уложишь в красивые коробки, перевязанные ленточками. Эти подарки заворачивают либо в комплименты, либо чаще и не столь изящно — в жалобы и замечания.

Эффективные лидеры открывают эти подарки, во что бы они ни были завернуты, и выясняют, какие их поступки негативно отражаются на членах команды. Например, если начальник говорит: «Вы прекрасно провели презентацию», то комплимент служит оберткой. Вы можете снять обертку и узнать больше. Для этого нужно сказать: «Спасибо, а что именно было так удачно? Мне нужно знать, чтобы и дальше справляться не хуже».

Многие судят о подарке по обертке, а потому, если он плохо упакован — плохо выглядит, плохо звучит, неприятен на ощупь — мы его и не открываем. Когда на собрании ваш непосредственный подчиненный заявляет: «Мой отдел полностью справился бы с заданием, если бы начальство нас поддержало», — вы можете пропустить эти слова мимо ушей или же отпарировать с негодованием: но такая реакция вынуждает вас отказаться от ценнейшей возможности научиться чему-то новому.

Почему мы отвергаем эти отнюдь не бесполезные дары?

  • Они сформулированы нечетко. Исследования показали, что руководители считают наиболее полезной конкретную критику. Но эти дары порой умышленно подаются в расплывчатом виде: дарителю кажется, что так он меньше рискует. Но поскольку в глазах получателя расплывчатость приравнена к бесполезности, мы такие подарки и не вскрываем.
  • Они появляются неожиданно. Такого рода подарки не сопровождаются предупреждением: «Сейчас вы услышите от меня критику». Они спонтанно вкрапляются в разговор. Они кажутся не к месту, неожиданными, и получатель не проявляет интереса к подарку и даже не реагирует на него.
  • Они кажутся грубыми или угрожающими. То же исследование показало, что лидеры не всматриваются в критику, если она подана в неделикатной форме. Такой подарок как «Мой отдел справился бы с заданием, если бы начальство нас поддержало» может показаться проявлением неблагодарности или зависти и вызовет защитную реакцию: либо замечанием вовсе пренебрегут, либо отпарируют: «Мы тут о ваших достижениях говорим, а не о моих». Негатив нужно подавать в правильной упаковке, иначе склонность человека оборонять себя окажется сильнее способности учиться и совершенствоваться.

Как привыкнуть разворачивать дары, а не отвергать? Вот несколько правил:

  • Обращайте внимание на ситуации, когда чужие слова вас удивляют, задевают или пугают. Если вы что-то такое почувствовали, вам, вероятно, только что вручили подарок в неудачной обертке.
  • Сосредоточьтесь на сути, а не на форме подачи. Когда вы смотрите лишь на то, в какой форме вручен вам подарок, вы, скорее всего, отбросите его: скажете, что это к делу не относится, это неблагодарность или нытье. Но вместе с подарком не удастся отбросить и саму проблему: вы лишь постараетесь о ней забыть и не сможете ничего исправить. Как говорится в Талмуде: «Кто мудр? Тот, кто учится у всех». Насчет обертки поворчите потом, а сейчас используйте представившуюся возможность получить новую информацию.
  • Проявите интерес. Вы сможете развернуть подарок с помощью такой фразы: «Мне казалось, что я полностью вас поддерживаю, а это, выясняется, вовсе не так. Что же я сделал — или чего не сделал — из-за чего вы остались без поддержки?» Такая реакция — живой интерес и сочувствие — поможет вам выяснить и то, о чем с вами раньше не хотели говорить. Обсуждая не затрагивавшиеся ранее вопросы, вы сможете решить проблемы, которые прежде оставались неразрешимыми.

Если на подарок — пусть и в самой неудачной упаковке — вы реагируете с интересом и сочувствием, вы сами преподносите ответный дар: между вами и дарителем возникает доверие, и вы можете обсудить важные проблемы и добиться наилучших результатов. Это поистине бесценный дар.

Читайте по теме: