Хотите быть креативными? Ничего не делайте | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите быть креативными? Ничего
не делайте

Лучший совет, который поможет быть креативным

Автор: Брюс Дейсли

Хотите быть креативными? Ничего не делайте
Фото: MirageC/Getty Images

читайте также

Почему вежливость на совещаниях опасна для вашего бизнеса

Тимоти Кларк

Управленческое троеборье

Томас Мэттью

Ложная траектория

Елена Евграфова

Противоядие от хамства

Кристин Порат

Представьте себе продуктивный день. Как он выглядит? С чего начинается? Вы рано встаете, вычеркиваете дела из списка задач одно за другим, затем пьете тройной шот кетогенного кофе и беретесь за особенно тяжелую задачу? А теперь представьте себе креативный день. Вы подолгу сидите, мечтательно смотрите вдаль и держите наготове ручку и лист бумаги? Мало у кого эти два дня выглядели бы одинаково. К сожалению, мы думаем о них как о противоположностях.

Современный мир одержим продуктивностью. Мы постоянно читаем о лайфхаках других менеджеров и пытаемся стать как можно эффективнее. Со всех сторон нас окружают книги, статьи и лекции: нам советуют выделять блоки времени, выключить все, что может нас отвлечь, и работать в тихом месте, где можно достичь максимальной концентрации. Но это неустанное стремление к продуктивности бьет по креативности, которая сегодня тоже очень важна. Все мы слышали, что в будущем, когда машинное обучение и искусственный интеллект возьмут на себя поверхностную, рутинную работу, самыми ценными качествами станут  изобретательность и находчивость.

Как же нам создать условия для творчества, когда наш рабочий ритм заточен на механическое выполнение задач из списка?

Например, сценарист Аарон Соркин (автор телесериала «Западное крыло» и таких фильмов, как «Человек, который изменил все» и «Социальная сеть») признался в интервью The Hollywood Reporter, что принимает душ по шесть раз в день. Соркин не боится бактерий, но, когда ему не пишется, принимает душ, переодевается в свежую одежду и начинает заново. В его профессии нужно писать что-то свежее каждый день, а иногда и каждый час. Однажды Соркин понял, что лучшие мысли приходят к нему в голову не в минуты панической концентрации, а в душе, установил его прямо в углу своего кабинета и теперь регулярно им пользуется. Он называет этот эффект «перезагрузкой»: после душа идеи начинают рождаться с новой силой.

Мысль принимать душ шесть раз в день покажется многим странной — и, конечно, не у всех есть такая возможность, — но идея Соркина напомнила мне лучший совет о креативной работе, который я слышал в жизни.

В 1939 году Джеймс Уэбб Янг, начальник рекламного агентства на Мэдисон-авеню, написал подробное руководство по творчеству и назвал его «Методика создания идей». В этой короткой книге Уэбб Янг напоминает, что «идея — это не больше и не меньше, чем сочетание старых компонентов». С его точки зрения, креативность — это способность замечать новые связи между знакомыми мыслями. Через 50 лет Стив Джобс высказал похожую мысль: «Креативность — это просто совмещение разных вещей. Спросите творческих людей, как они что-то сделали, и им станет немного стыдно: они ничего не сделали, они просто что-то увидели. В какой-то момент это показалось им очевидным, потому что они могут синтезировать из своего старого опыта новые идеи».

Уэбб Янг тоже предлагает удивительно простую методику творческого мышления.

Во-первых, соберите материалы, которые относятся к вашей сфере интересов и могут заставить вас подумать о чем-то новом. Уэбб Янг предупреждает, что это планомерный, трудоемкий и не слишком приятный процесс. Лично я на этой стадии читаю старые вкладки в Chrome, заставляю себя добраться до конца статей, которые отложил на черный день, и вообще погружаюсь в чужие мысли.

Затем нужно усвоить эти материалы. Уэбб Янг предлагает вести заметки на маленьких карточках (как будто вы готовитесь к школьному экзамену) и искать связь между карточками (как будто решаете головоломку). Уэбб Янг опять же предупреждает, что это не очень приятное занятие. В какой-то момент он предлагает перемешать карточки, чтобы поискать новые связи. Я использовал для этого самоклеящиеся листочки, а иногда рисовал огромные схемы (майндкарты) на больших листах бумаги.

Последняя часть метода вызовет у современного ревнителя продуктивности ярость: нужно просто ничего не делать. Уэбб Янг призывает нас каким-нибудь образом отвлечься от проблемы и поручить ее подсознанию (Аарон Соркин, как вы уже знаете, принимает для этого душ). Забудьте о проблеме и максимально вытесните ее из своего разума, а затем обратитесь к чему-то, что стимулирует ваше воображение и эмоции, советует Янг. Он считает, что после такой, зачастую неприятной подготовки «идеи приходят из ниоткуда»: на прогулке, во время прослушивания музыки, в кино или, как мы уже выяснили, в душе.

Многие могут подтвердить, что этот испытанный временем метод действует. Лучшие идеи действительно приходят именно тогда, когда мы как будто ни о чем не думаем. Даже в новейшей истории тому есть множество примеров. Лин Мануэль Миранда рассказывал, что идея успешнейшего мюзикла «Гамильтон» пришла к нему, когда он пытался расслабиться на мексиканском пляже. Кевин Систром, создатель Instagram, тоже придумал свое знаменитое приложение во время прогулки у моря в Мексике. Ко многим руководителям лучшие идеи приходят во время отдыха — это лишнее доказательство, что творчество требует не глубокой продуктивной концентрации, а чего-то более отвлеченного.

Специалисты по нейронаукам отметили бы, что именно в моменты отдыха мозг переходит в пассивный режим. (https://www.sciencedirect.com/topics/neuroscience/default-mode-network) Пассивный режим работы мозга был открыт в 1970-е годы, когда ученые заметили: даже когда человек отдыхает, его нейроны активно работают. Мы оказываемся в этом состоянии, когда отвлекаемся и наши мысли уходят куда-то очень далеко. Это происходит, например, когда нам скучно. Но современное общество практически искоренило скуку: нас постоянно поджидают какие-нибудь внешние стимулы. И из-за этого мы разучились дремать наяву, погружаясь в пассивный режим.

Желание стать продуктивнее — абсолютно логичный ответ на растущие запросы. Но постоянный поиск эффективности может зайти слишком далеко. Если мы действительно ценим оригинальные и креативные мысли, нужно признать, что продуктивность и креативность могут мешать друг другу. Для продуктивности нам нужно сфокусироваться, а для креативности — «расфокусироваться».

Если ваш рабочий день — это просто бесконечная череда встреч и писем, вспомните душ Аарона Соркина и спросите себя: «Когда я смогу подумать?» Отложите список дел, отойдите от рабочего стола и поставьте подкаст, который слушаете, на паузу. Пусть каждый день у вас будет время для безделья. Позвольте своему мозгу расслабиться — возможно, именно тогда родится ваша лучшая идея.

* деятельность на территории РФ запрещена