Возможно, мы учимся вовсе не на ошибках | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Возможно, мы учимся вовсе не
на ошибках

Почему негативный фидбэк не идет людям на пользу

Возможно, мы учимся вовсе не на ошибках
Фото: Daniel Cheung / Unsplash

читайте также

Кризис делу не помеха

Константин Самойлов

Самый продуктивный способ развить свои лидерские качества

Эрминия Ибарра

Экономика сотрудничества

Петров Сергей

Кушать подано, или Правила активного роста

Салливан Крис

Лорен Эскрейс-Уинклер и Айелет Фишбах из Школы бизнеса Бута Чикагского университета предложили участникам исследования очень сложный тест с двумя вариантами ответов. Затем половине участников сообщили о вопросах, на которые они ответили правильно, а другой — о тех, где они ошиблись. В итоге у всех появилось полное представление о том, что у них получилось и что не получилось, в повторном тесте участники с «позитивным» фидбэком сумели ответить на большее число вопросов правильно, а участники с «негативным» почти или совсем не улучшили свои результаты. Вывод? Возможно, мы учимся вовсе не на ошибках. Лорен Эскрейс-Уинклер, защищайте свою идею!

Эскрейс-Уинклер: В нашей культуре принято считать, что люди учатся на ошибках. Состоявшиеся люди, рассуждая о своем пути к успеху, советуют «ошибаться заранее». Не так давно председатель Верховного суда США Джон Робертс, выступая с напутственной речью, пожелал студентам неудач — чтобы им было на чем учиться. Тем не менее, мы с моим соавтором Айелет Фишбах находим, что провалы влияют на нас ровно наоборот: они мешают нам учиться.

Пережив промах, люди чувствуют свою уязвимость и уходят в глухую защиту — буквально не хотят ничего слышать. Это нас удивило. Неприятные ситуации обычно привлекают внимание. Когда мы проезжаем на шоссе аварию, нас так и тянет посмотреть, что же там произошло. Но когда речь идет о личном провале, люди стараются отвлечься, чтобы сберечь остатки самооценки, в результате плохо воспринимают информацию и не обучаются — кроме случаев с особо сильной мотивацией.

HBR: Почему участники ваших исследований не были достаточно мотивированы?

Если это ничем не грозит, люди склонны игнорировать свои сбои. Нет ничего опасного в том, чтобы не знать ответов на вопросы вроде «Сколько денег ежегодно теряют американские компании из-за плохого обслуживания клиентов?» или «Какие из следующих символов древней надписи обозначают животное?».

А вот если ошибка слишком велика и ее последствия невозможно оставить без внимания без вреда для себя, человек включается и извлекает из нее уроки. В психологии известен феномен под названием шоковое обучение. Например, лабораторные крысы запоминают особо тяжелый эпизод — если попробовали яд или получили удар электротоком. Люди тоже учатся на собственном опыте — если провал был значительным. Но большинство повседневных неудач слишком малы, чтобы достигнуть порога нашей особой восприимчивости.

Как определяется этот порог?

Ответ, который вряд ли вас удовлетворит: это зависит от многих факторов. Понятно, что «цена вопроса» должна быть выше ошибки в тесте, но ниже случайного употребления яда. Мы провели серию дополнительных исследований и проверили, помогает ли людям учиться на их ошибках крупный бонус. Кроме того, мы проверили, не улучшатся ли результаты, если вопросы теста взяты из жизни, ведь нам всегда интереснее думать про что-то близкое. Например, мы задавали вопросы вроде «Какая из этих двух пар обручена?» Ни то, ни другое на результаты не повлияло.

В другом эксперименте мы повысили ставки иначе: дали примерно 300 специалистам по телефонным продажам трудный тест про обслуживание клиентов — напрямую относящуюся к ним тему. Увы, и здесь результаты были прежними: те, кто получил обратную связь о своих успехах, улучшили результаты, а те, кому сообщили о неудачах, — остались на прежнем уровне. Понятно, что ошибки в важной для них сфере наверняка огорчили участников, но неудача оказалась слишком незначительной, чтобы люди захотели поработать с ней. Они предпочли уйти в себя.

То есть учиться на ошибках нам всем трудно?

Участники наших экспериментов в среднем учились на cвоих ошибках хуже, чем на успехах, но были и исключения. Между конкретными людьми мы наблюдали существенную разницу. Некоторые участники выделялись тем, что обращали серьезное внимание на неудачи и извлекали из них уроки. Предыдущие исследования Айелет показывают, что эффект может зависеть от опыта. Эксперты внимательнее к провалам, чем новички. Если ты уже много раз приходил к успеху, один сбой не воспринимается как серьезная проблема.

Кроме того, учившееся на ошибках меньшинство, возможно, имеет описанную Кэрол Дуэк из Стэнфорда «установку на рост». Они верят, что могут стать лучше, и это мотивирует их оставаться в игре. Возможно, если бы мы привили такой взгляд на мир всем участникам, они дружно начали бы учиться на ошибках.

Как внушить человеку установку на рост?

Просто объяснив, что мозг способен развиваться и что их способности не даны им раз и навсегда, но могут быть улучшены.

Есть ли какие-нибудь другие способы снизить угрозу нашему эго и стимулировать обучение?

Да, люди неплохо учатся на чужих ошибках. В рамках одного из наших исследований участники просматривали ответы других людей на тесты и получали информацию об их результатах. Если при мысли о собственных неудачах люди ощущали угрозу своему «я» и уходили в себя, то чужие оплошности не мешали им анализировать и учиться.

Каков же должен быть вывод для менеджеров — надо ставить сотрудников в ситуации, где они реже давали бы маху? Или помогать им сменить установку и научиться извлекать уроки из сбоев?

Смотря сколько у вас времени. Если вам нужен немедленный результат, помогите людям побеждать. Люди лучше запоминают свой успех и учатся на нем. Попробуйте обращать внимание подчиненных на то, что у них уже хорошо получается, и поддержать их в этом. Либо же предложите им обратную связь таким образом, чтобы укрепить, а не разрушить их самооценку. Если вы не торопитесь, можно пойти на системные изменения: скорректировать установки, сдвинуть акценты в корпоративной культуре или иначе взглянуть на саму суть ошибок, помогая людям не замыкаться в себе, а учиться на промахах.

В вашем исследовании участвовали американцы и британцы. Могли ли результаты оказаться иными в незападной культуре?

Отличная гипотеза — надо будет проверить ее. Есть данные, что в некоторых странах, например в Японии, школьников учат здоровому отношению к ошибкам и трудностям. Если бы участники не боялись неудач, возможно, наши результаты были бы обратными.

Вы пробовали применить результаты своих исследований к собственной жизни?

Пыталась. В этом году я искала работу, и как раз в день публикации статьи об этом исследовании меня постигла неудача. Не помню точно — кажется, мне где-то отказали. Я подумала: «Вот повод использовать результаты моего исследования». Но на этом все и кончилось. Я попыталась взглянуть на свой промах отстраненно и перестать переживать из-за него, но ничего не вышло.

Интересно, что вы даже не помните, что, собственно, случилось. Это та же попытка игнорировать информацию после сбоя, которую вы наблюдали в ходе экспериментов?

Очень может быть! Мне не приходило это в голову. С другой стороны, возможно, что у меня за последнее время было так много неудач, что всех и не упомнишь. Никому не пожелаю искать работу в научной сфере.

Интервью взяла Эбен Харрелл