Как избежать карьерной смерти | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как избежать
карьерной смерти

Четыре совета работающим родителям

Автор: Мишель Бентон

Как избежать карьерной смерти
Фото: Peter Cade/Getty Images

читайте также

Национальный вопрос

Джеффри Джонс

Не дайте нервному истощению застать себя врасплох

Стивен Д'Суза

Африканский урок для мира инноваций

Лорен Коэн,  Майк Читави,  Спенсер Хагист

Не лайком единым: как не ошибиться с выбором SMM-стратегии

Кит А. Кесенберри

До появления в нашей жизни детей мы формируем образ преданных и усердных сотрудников компании, целиком отдающих себя работе и готовых приложить максимум усилий для выполнения задач. Но рождение детей накладывает на нас новые требования, особенно если в семье работают оба родителя. Наша вовлеченность и карьерные амбиции остаются прежними, но строить жизнь с опорой на привычный регламент работы становится сложнее. Может показаться, что альтернативные схемы — гибкий график, удаленная работа, частичная занятость, делегирование и горизонтальное продвижение — создают выигрышную ситуацию для работодателей, сотрудников и их семей. Однако, к сожалению, все это в некотором роде уловка. 

Большинство работодателей предлагает альтернативы, особенно в рамках программ обеспечения социокультурного многообразия для привлечения высококвалифицированных специалистов (вас!). Но часто эти возможности неэффективны, так как ими пользуются лишь немногие сотрудники. Исследование, проводившееся в США и Европе, подтверждает очевидное: альтернативные схемы работы в некотором смысле означают карьерную смерть.

Тем не менее мы отчаянно нуждаемся в них. Не на бумаге, а на практике. Но здесь мы должны сами искать свой путь. И вот четыре шага, которые помогут с выгодой воспользоваться альтернативными схемами работы.

Будьте реалистами. Даже если компания считается лучшим местом работы для родителей, это не означает, что в ней преобладают альтернативные схемы работы. Зачастую все сводится к приоритизации материнства в ущерб карьерному продвижению, и доступность альтернатив зависит от предпочтений менеджера (а значит, то, что работает в одном отделе, может не работать в вашем). Оглянитесь вокруг, побеседуйте с коллегами и обратитесь в отдел кадров, чтобы оценить потенциальные успех и препятствия:

  • Высшее руководство «в теме»? Сколько менеджеров воспитывают маленьких детей или имеют работающего партнера? Каково неофициальное отношение к вопросам баланса семьи и карьеры?

  • Какие альтернативные схемы работы допускаются? Все сводится к частично удаленной работе один день в неделю, или другие варианты тоже приемлемы? В каких отделах и на каких должностных позициях они возможны? Есть ли среди менеджеров те, кто относится к ним более благосклонно?

  • Что происходит с людьми, работающими по альтернативной схеме? Как они получают крупные проекты или повышение? Обеспечены ли они содействием на высшем уровне, планом по укреплению «тылов», другими вариантами поддержки?

Продемонстрируйте выгоду. Создавайте атмосферу принятия и преодолевайте барьеры, помогая лидерам понять, что существуют разные способы демонстрировать преданность работе:

Составьте ценностное предложение. Оцените, каково ваше влияние на доход, эффективность, прибыль или затраты и свяжите его с вашим предложением. Например, ваша работа на неполную ставку экономит компании миллион долларов на оплату внешних исполнителей, трехдневная удаленная работа обеспечивает продажи на $300 тыс., а переход на аналогичную должность в другой отдел заполняет пробел без затрат и простоя в связи с поиском временного сотрудника. Проявите творческий подход, за идеями обратитесь к знакомым, работающим в области финансов.

Говорите о результатах, а не о часах. Во многих культурах повышенное внимание уделяется занятости, времени или усилиям, затрачиваемым на работу. Вместо этого подчеркните эффективность своего метода, инновационное использование ресурсов или навыки творческого мышления. Думайте о себе как о консультанте, который берет деньги за результат, а не время работы. Во время аттестации отстаивайте свои достижения и обосновывайте повышение зарплаты и бонусы. Подводите разговор к обсуждению вашей ценности.

Защищайте то, что надеетесь получить. Если ваша цель — уменьшить количество рабочих часов, не задерживайтесь в офисе дольше, чем договаривались, и не пытайтесь компенсировать более короткий рабочий день, доводя себя до изнеможения. Если на аналогичной должности в другом отделе вы хотите снизить интенсивность работы, убедитесь, что дополнительный проект позволит вам получить полезные для продвижения навыки, или высшему руководству — заметить вас. Будьте избирательны, прикладывая дополнительные усилия.

Сделайте альтернативную схему работы нормой. Не показывайте ущербность вашего нового режима работы. Вы же не станете извиняться перед коллегами за то, что не работаете вечером или в воскресное утро? Не оправдывайтесь за недоступность в «обычные» часы. Просто сообщите, когда к вам можно обращаться: «Я не работаю по понедельникам, но доступна с 9 до 14 по вторникам» или «Я могу подготовить это к пятнице». Выбирайте профессиональные выражения, например: «Я работаю удаленно» (а не «Я работаю из дома») или «Я в пути» (а не «Я в машине»).

Боритесь с гендерными предрассудками. Несмотря на то что в составе семей и распределении в них обязанностей появилось множество вариантов, стереотип «работающий муж и жена-домохозяйка» сохраняется. Наличие альтернативных схем работы дает мужчинам кредит доверия, в то время как женщины его лишаются, ведь общепринятое мнение сводится к тому, что материнство несовместимо с работой. Как правило, альтернативные схемы работы для женщин сводятся к расширению круга обязанностей, например, они должны обеспечивать уход за детьми или вести домашние дела, а мужчины получают дополнительные карьерные возможности — время на обучение или дополнительный проект. Обдумайте, как гендерные предрассудки могут повлиять на жизнь, к которой вы стремитесь:

  • Меняя структуру работы, четко обговаривайте, что берете на себя помимо работы. Убедитесь, что вы с партнером считаете обоюдные ожидания и компромиссы справедливыми, а также поднимите вопрос общих обязанностей.

  • Сегодня многие советуют женщинам пересмотреть свое отношение к успеху, определяя его не властью и деньгами, а вещами вроде благополучия или удовлетворенности семейной жизнью, и не переживать, если вдруг захочется все бросить и уволиться. Определите, что успех означает для вас.

«Голосуйте ногами». Наконец, если вы не можете получить поддержку в вопросах выбора альтернативной схемы работы, примените свои таланты в другом месте. Используйте свободное время на поиск работы. В интервью при увольнении четко скажите HR-специалисту, почему уходите, так как до руководства компании дойдет его отчет.

Когда заходит речь о карьерных возможностях, обеспечивающих вашу жизнь и достижение целей вне работы, ваши слова и действия могут помочь превратить альтернативные схемы работы из хорошей политики в хорошую практику.

Об авторе. Мишель Бентон (Michele Benton) — президент компании Lime LLC, занимающейся консалтингом в области стратегии, возможностей и производительности.