Как не стать жертвой бессистемного тайм-менеджмента | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как не стать жертвой
бессистемного тайм-менеджмента

Что нужно сделать, чтобы перестать быть заложником списка дел

Автор: Эллисон Римм

Как не стать жертвой бессистемного тайм-менеджмента
Фото: JENNIFER MARAVILLA

читайте также

Оскорбления наносят ответный удар

Туристический путеводитель по смене карьеры

Джонатан Акуфф

Четыре совета для тех, кто сомневается при принятии решений

Томас Дэйвенпорт

Новый женский вопрос

Авива Виттенберг-Кокс

Список дел — незаменимый инструмент, если вам нужно с умом организовать свое время. Однако, если пользоваться им бессистемно, вы рискуете стать его заложником. Чтобы список действительно помогал вам эффективно планировать распорядок, нужно прежде всего определиться, в чем будет заключаться его предназначение. Большинству из нас не удается это сделать, и наши списки оказываются забиты неотложными делами, которые нужно немедленно выполнить (отправить клиенту правки по слайдам), важными задачами, о которых мы боимся забыть, поскольку по ним не предусмотрено специфических временных ограничений (забронировать тур) и повседневными мелочами, которые мы вносим в список, поскольку нам приятно сразу что-то вычеркнуть (заказать побольше ручек — сделано!). День за днем мы вычеркиваем мелочи, выполняем неотложные задачи (что, скорее всего, мы бы сделали и без списка) и откладываем в долгий ящик все остальное.

Чтобы решить эту проблему, я пользуюсь тремя списками дел и веду календарь. У каждого элемента из этого набора есть своя определенная задача. Так, в список №1 вносятся важные, но не срочные проекты. В Список №2 попадают дела, с которыми нужно справиться до конца дня. Если я не могу заняться какой-то задачей сразу после ее появления, я занесу ее в список, зная, что покину офис только после того, как вычеркну последний пункт. Третий список предназначен для «не-дел»: он напоминает мне о вещах, в отношении которых я сознательно решила, что они не стоят моего времени. Я выписываю их в отдельный список, чтобы они не просочились обратно в основные.

Я веду календарь, чтобы выделять время на важные задачи из моего графика. Например, вместо того, чтобы внести в список дел пункт типа «написать речь», я заношу его в календарь, параллельно выделяя необходимое количество времени на подготовку. Я делаю это сразу же, как только отмечаю дату выступления. Тогда не возникнет ситуации, при которой за день до презентации я замечу: «Боже, завтра мне надо выступать с речью!» Если правильно отметить это событие в календаре, можно сразу увидеть, будет ли у меня время на написание этой речи, и в случае, если такового не окажется, заранее это осознать и (с сожалением) отказаться от предложения. Выделение времени на подготовку стало одним из постоянных пунктов в моем календаре.

Определите — и распланируйте — ваши приоритеты

Время — невозобновляемый ресурс, но люди редко относятся к нему так же скрупулезно, как к своим финансам. Необходимо руководствоваться стратегическим подходом в определении и анализе того, на что вы тратите время. Это позволит вам быть уверенными в реализации поставленных задач.

Что из ваших дел достаточно важно и достойно того, чтобы попасть в ваш список в первую очередь? Потратьте время на разработку четкой миссии — вашей личной цели — и понимания того, какие из ваших дел приведут вас к успеху.

Для начала, посмотрите, какие пункты уже есть в вашем списке дел. Спросите себя, как каждый из них способствует (или не способствует) выполнению ваших целей, вашей концепции успеха. Действительно ли необходимо тратить время на выполнение этой задачи? И если да, должны ли именно вы непременно выполнить ее? Если вы отрицательно ответите хотя бы на один из поставленных вопросов, эти пункты можно вычеркнуть или передать кому-то другому и убрать из своего списка.

Затем заведите ваш список «не-дел». Как только вы осознаете, что у вас больше задач, чем времени на их выполнение, список «не-дел» покажется вам спасительной идеей. Это понимание заставляет вас признать, что есть пункты с более низким приоритетом, с которыми вы, вероятно, никогда не разделаетесь. Избавьтесь от них: внесите такие задачи в список «не-дел» и постарайтесь навсегда о них забыть. Таким образом, вам не придется тратить бесценное время на постоянные раздумья о том, смогли ли бы вы выкроить на них несколько минут и заняться по-настоящему важными рабочими задачами.

Каждый раз, когда перед вами возникают новые задачи, определите, соответствуют ли они вашим критериям — способствуют ли они вашей миссии и отвечают ли вашей концепции успеха. Если ответ отрицательный (и вас не уволят или не применят в отношении вас каких-нибудь других санкций за отказ заниматься этими поручениями), такие задачи должны быть внесены в список «не-дел». Туда же должны отправиться и несрочные и неважные задания.

После того, как ваш список дел будет урезан и приведен в соответствие с вашими приоритетами, оцените, сколько времени уйдет на выполнение каждой задачи. Возможно, вам захочется прежде всего заняться наиболее важными делами вне зависимости от того, срочные они или нет. Попробуйте внести в календарь важные, но не срочные задачи, которые должны занять много времени.

Большинству людей нравится вычеркивать выполненные пункты из своих списков дел — почему бы и нет? Успешное выполнение задач приводит к всплеску дофамина, также известного как «нейромедиатор хорошего настроения». Если вам сложно заставить себя начать какое-то дело, поищите в своем списке задачу, на выполнение которой уйдет меньше всего времени, и, как говорится в рекламе Nike, «просто cделайте это». Выполнение нескольких простых задач может создать ощущение импульса и держать вас в темпе. Для более сложных проектов попробуйте составить список шагов, необходимых для успешного завершения задачи, и начните делать их. Разбивая масштабные проекты на маленькие задачи, вы можете избежать ощущения больших трудностей и связанного с ним чувства сопротивления.

Эта стратегия должна придать вам новых сил и вдохновить на работу, изба-вить от ощущения загнанности, усталости и обиды. Начните с чистого листа, чтобы выделить необходимое время и пространство для того, чего вы действительно хотите достичь.

Вы считаете контроль над распределением своего времени важной и не терпящей отлагательств задачей? Если да, внесите в свой календарь запись о необходимости пересмотреть свой список дел согласно вышеперечисленным критериям. Сегодня.

Об авторе. Элиссон Римм — коуч, консультант, автор книги «The Joy of Strategy: A Busi-ness Plan for Life». Ранее занимала должность старшего вице-президента по стратегическому планированию и информационному обслуживанию в Массачусетской больнице.