Как не отвлекаться на гаджеты | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как не отвлекаться
на гаджеты

Эксперты учат справляться с перегрузками

Авторы: Розен Ларри , Сэмюэль Александра

Как не отвлекаться на гаджеты

читайте также

Как составить грамотное сопроводительное письмо

Александр Глушков

Гибкий рецепт для турбулентного мира

Андрей Скорочкин

Мотивируйте сотрудников, просто помогая им лучше работать

Томас Чаморро-Премузик

ИТ: легче на поворотах

Аптон Дэвид,  Стаатс Брэдли

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ — едва ли не главная проблема современных сотрудников. Днем и ночью на наши компьютеры, ноутбуки, планшеты и смартфоны приходит столько сообщений и уведомлений, что сосредоточиться практически нереально. Зато отвлекаться и прокрастинировать очень удобно. Стремление быть постоянно на связи мешает и профессиональной, и личной жизни. Мы растрачиваем внимание, силы и время на маловажную информацию и действия. Мы постоянно заняты — но мало что успеваем.

Как показали последние исследования Клиффорда Насса и его коллег из Стэнфордского университета, люди, регулярно переключающиеся с одного источника информации на другой, менее внимательны, хуже запоминают факты и управляются с делами, чем те, кто сосредоточивается на чем-то одном. Как результат — снижение интереса и производительности труда в офисе и дома. По сообщениям некоммерческого консорциума Information Overload Research Group, состоящего из бизнесменов, ученых и консультантов, работники умственного труда в США тратят 25% времени на то, чтобы разгрести гигантские и постоянно растущие завалы из данных, и это обходится стране в $997 млрд в год.

Большинство людей сходится во мнении: необходимо контролировать информационные потоки, иначе они захлестнут нас. Но как это сделать? Мы задали этот вопрос двум экспертам: психологу Ларри Розену и специалисту по цифровым технологиям Александре Сэмюэль. Мы полагали, что столь разные люди дадут «непересекающиеся» друг с другом советы, — и оказались правы. Розен убежден, что мы должны уклоняться от потока информации и заниматься тем, что наполняет нас энергией. Сэмюэль же считает, что лучший способ не отвлекаться на гаджеты — рационально их использовать. Если объединить эти идеи, то получится неплохая инструкция для начинающих.

Делайте перерывы

Марко, 38-летний менеджер, каждое утро, не вставая с постели, отвечал на почту со смартфона. За завтраком он читал новости в приложении CNN и, даже сев за руль, посматривал на экран телефона. В офисе его так отвлекали письма и СМС, что он с трудом выполнял важные задания, а коллеги жаловались, что он рассеян на совещаниях. По вечерам, вместо того чтобы общаться с женой и детьми, он сидел «в телефоне» или за ноутбуком. Во всем этом Марко признался мне, когда я выступал в школе его детей. Он спросил, смогу ли я помочь ему измениться. Я заверил его, что это возможно и что он такой не один.

Уже несколько лет психологи изучают значитель­ные перемены во взаимоотношениях человека и техники. Одно из исследований на эту тему мы с коллегами провели в 2008 году и повторили в 2014-м. Мы показывали представителям трех поколений — бэби-бума (те, кто родился после Второй мировой войны), поколения Х (родились в 1965—1979) и интернет-поколения (родились в 1980-е) — список из 132 видов деятельности, ­сгруппированных по парам (всего — 66 пар). Нашей задачей было выяснить, что из этого они обычно делают одновременно. Мы ­спрашивали, например, «Бывает ли так, что вы работаете в интернете и пишете СМС?» или «Вы проверяете почту во время еды?». В 2008 году бэби-бумеры выбрали 59% пар, поколение Х — 67%, интернет-поколение — 75%. В 2014-м эти показатели выросли: бэби-бумеры отметили 67% пар, поколение Х — 70%, интернет-поколение — 81%. К участию во втором исследовании мы привлекли представителей поколения i (1990-е) — и они указали на 87% пар, даже если одно из занятий в паре само по себе казалось им сложным.

Многозадачность не всегда полезна. Одновременно делать две вещи хорошо можно, только если как минимум одна из них доведена до автоматизма. Например, можно идти и жевать жвачку. Но проверять почту во время совещания? Читать Facebook и работать? Исследования показали, что само наличие телефона снижает производительность труда и качество работы и что студенты, отвлекающиеся во время учебы, дольше овладевают материалом и ощущают больший стресс. Глория Марк из Калифорнийского университета в Ирвайне подсчитала, что человек в среднем работает около трех минут, ­прежде чем отвлечься (обычно на электронное общение), а на то, чтобы вернуться к работе, у него уходит 20 минут.

Некоторые считают, что попали в зависимость от элект­ронных устройств. Но зависимость ассоциируется с удовольствием, а мы от этого, скорее, страдаем, так что я бы сформулировал это иначе. Более точными мне кажутся термины FOMO (страх пропустить что-то важное), FOBO (страх остаться без связи) и номофобия (страх оказаться вне зоны действия сети) — это формы тревожности, граничащие с навязчивыми состояниями и маниями. Люди «залезают» в компьютер, планшет, телефон потому, что боятся позже всех что-то узнать, запоздать с ответом, с комментарием или лайком.

Это подтверждают исследования. Мы обнаружили, что многие люди, независимо от возраста, включают смартфон каждые 15 ми­нут или чаще — а если такой возможности нет, приходят в волнение. Моя кол­лега Нэнси Чивер привела 163 студентов в лекционный зал и попросила их сидеть молча, не работая и не пользуясь телефонами, а затем в тече­ние часа оценивала уровень их тревожности. Состояние испытуемых, которые обычно редко пользовались смартфонами, не изменилось. Те, кто привык включать смартфоны от случая к случаю, встревожились, но потом успокоились. У «сидящих в телефоне» сутки напролет уровень тревожности подскочил и продолжал расти.

Как же успокоиться и перестать отвлекаться? Я рекомендую три стратегии, направленные на временный уход от гаджетов ради возможности сосредоточиться. Прежде всего, вырваться из цифровых объятий помогут поведенческие шаблоны. Проверьте все свои устройства, затем закройте их и поставьте телефон на бесшумный режим. Заведите таймер на 15 минут. Когда он прозвенит, уделите гаджетам одну минуту. Продолжайте в том же духе, пока не доведете перерывы до часа или пары часов.

Вторая стратегия родилась под влиянием изысканий Натаниэла Клейтмана, установившего, что работа мозга подчинена 90-минутным циклам покоя и активности. Каждые полтора часа надо делать перерыв-подзарядку, особенно если мозг перегружен работой с разными источниками информации. Даже 10-минутная прогулка произведет успокаивающий эффект. Можно также послушать музыку, заняться спортом или помедитировать.

И третье: уберите гаджеты из спальни. Специалисты Национального фонда сна (NSF) и клиники Майо заметили, что приборы на светодиодах голубого свечения мешают нормальному сну, который важен для усвоения знаний, удаления ненужной информации и токсичных побочных продуктов деятельности нейронов. NSF рекомендует воздерживаться от просмотра цифрового контента за час до сна, а клиника Майо — приглушать свечение используемых вечером экранов, не подносить их к лицу ближе, чем на 35 см, и выносить из комнаты перед сном. Цель — заблокировать выброс нейромедиаторов, стимулирующих мозг, и усилить выработку мелатонина.

Я уговорил Марко периодически «отключаться от сети» и устраивать себе отдых. Он стал совершать короткие ­прогулки, а на ночь оставлять телефон на кухне. Через месяц он на­учился откладывать гаджеты на полчаса, почувствовал себя счастливее, стал внимательнее. Мы обращаемся к технике, чтобы развеять свои тревоги, — но передозировка только усугубляет их. Чтобы разорвать порочный круг, нужно ограничить использование цифровых устройств.

Ларри Розен (Larry Rosen) — профессор психологии Университета штата Калифорния в Домингес-Хиллс, один из редакторов книги «The Wiley Blackwell Handbook of Psychology, Technology and Society» (Wiley, 2015).

Гаджет против гаджета

Я 20 лет наблюдала, как люди обращаются с технологиями, и поняла: клин клином вышибать в данном случае не только можно, но и нужно. В цифровую эпоху отключить все устройства — не выход. Мы работаем, общаемся и ­дружим через экраны, и мало кто может позволить себе не быть на связи большую часть дня (или по вечерам и выходным). Недавнее исследование Tata Communication показало, что американцы, европейцы и азиаты проводят в интернете более пяти часов в день и, если доступа к сети нет, 64% из них испытывают тревогу.

Тиффани Содер, президент брендингового и маркетингового агентства Element Three, знает, с какими проблемами сталкивается руководитель растущего бизнеса, вынужденный постоянно быть на связи. Когда в 2011 году компания показала потрясающие результаты и подписала договор с крупным клиентом, Тиффани была готова рассказать о ней и о себе миру. Она понимала, что нужно завести Twitter, — но это значило взять на себя дополнительные обязанности, а ей и так приходилось отвечать на массу сообщений. «Электронная почта была моим кошмаром, — вспоминает она. — Казалось, я работаю не на себя, а на нее».

Но дело было не в устройствах и технологиях, а в том, как Тиффани их применяла. Подобно многим руководителям, она не пользовалась инструментами, призванными облегчить ­онлайн-коммуникацию и сделать ее максимально продуктивной. Первое, что нужно предпринять, — избавиться от иллюзии, что можно все успевать: обрабатывать все письма, читать все важные новости, ежедневно писать глубокомысленные посты. Вместо этого нужно поставить себе цель сортировать и ограничивать получаемую информацию, а также оптимизировать работу с важными данными. Далеко не на все письма нужно тут же отвечать, не все отраслевые новости важно знать.

Сократить количество входящих сообщений может быть непросто; большинство людей, которых я консультировал, боятся что-нибудь пропустить. Но, начав отфильтровывать лишний «шум», они понимают, что стали лучше общаться с клиентами и ­коллегами, сохранили ­прежний уровень информированности и успевают поддерживать свой профиль в соцсетях, — все это без лишней траты времени.

Электронная почта может стать одним из мощнейших отвлекающих факторов. Если у вас накапливается куча неотвеченных писем или вы стремитесь отвечать на каждое, не успевая выполнять остальные дела, вам нужно автоматизировать хотя бы часть этой работы. Outlook, Gmail и большинство других почтовых клиентов позволяют устанавливать правила и фильт­ры, отсеивающие все сообщения, кроме важнейших. Менее срочные письма можно перенаправлять в соответствующие папки и просматривать позже. Есть ряд писем, не ­требующих мгновенной реакции: информа­ционные бюллетени, подтвер­ждения покупок, корпоративная рассылка, уведомления соцсетей и даже приглашения на ­встречи (если они сразу экспортируются в календарь и отображаются там). Не волнуйтесь, они не исчезнут — просто отправятся в тематические папки и будут ждать, пока у вас появится время. Выделяйте на работу с ними по часу в день или в неделю. Фильтрация почты позволит вам быстро и комфортно сортировать и просматривать полученные сообщения. А если вы боитесь пропустить важное письмо, периодически пролистывайте весь массив входящих.

Автоматизация также облегчает чтение новостей. Многие интересуются новостями магазинов, известных людей, тематических форумов — но если вы ищете их по всей сети или просматриваете множество малополезных пос­тов или статей, вы зря тратите время. Лучше начните ­собирать­ важнейшую информацию с помощью агрегатора — например, feedly (он работает и на компьютерах, и на мобильных устройствах), Flipboard или Reeder. Вы можете подписаться на любимые новостные ресурсы, блоги, форумы и аккумулировать все важные сообщения в одном месте. Читайте их раз в день или пару раз в неделю. Этот подход особенно полезен, если вы четко определяете, какие статьи вам нужны. При настройке требований к поиску попробуйте разные сочетания ключевых слов и хэштегов (например, «производительность И #автоматизация»), а затем направьте результаты в один или несколько RSS-каналов. Такие каналы есть не у каждой поисковой ­системы, а некоторые умудряются их глубоко запрятать, но как только вы получаете URL-адреса для уже созданных каналов, их можно скопировать в агрегатор. Помните: читать все невозможно и не нужно. Вам требуются значимые новости и данные по конкретной теме плюс немного дополнительной информации для размышления и нечто уникальное, чем можно поделиться.

А как быть с онлайн-общением? Лайки, комментарии и твиты помогают наращивать профессиональный авторитет и строить новые отношения, но отнимают много времени. Поэтому я советую перегруженным менеджерам автоматизировать хотя бы часть работы. Например, с помощью того же агрегатора. Большинство подобных приложений позволяет размещать посты в Twitter, LinkedIn и Facebook одним нажатием кнопки. Но еще лучше инструменты вроде Hootsuite, Buffer или Social Inbox: с их помощью можно писать в несколько сетей сразу и задавать график публикаций. Единожды настроив подобную систему, вы будете меньше чем за час создавать обновления на целую неделю. Просто по мере чтения статей в агрегаторе ставьте самые полезные в очередь для размещения в соцсетях и добавляйте к ним комментарии. Это очень удобно и незатратно — вы сможете каждый день что-то публиковать, даже если времени на поиск интересных ссылок у вас не будет.

Сегодня Тиффани пользуется всеми преимуществами автоматизации. Фильтры Gmail позволяют ей отделять рекламные рассылки и уведомления соцсетей от важных сообщений, так что, проверяя почту в течение дня, она просматривает только самое важное. Пару раз в неделю она читает все остальное и размещает наиболее полезные отраслевые новости в соцсетях с помощью Social Inbox. Теперь она уже не раб папки «Входящие», ей удалось освободить вечера для личной жизни, а компания Element Three процветает.

Автоматизация не устраняет тягу к гаджетам, но помогает бороться с ней. Фильтры элект­ронной почты, агрегаторы, планировщики записей в соц­сетях и другие инструменты существенно упрощают отбор действительно актуальной информации. Вы сможете разгрузить себя и сосредоточиться на важнейших задачах.

Александра Сэмюэль (Alexandra Samuel) — эксперт в области онлайн-поведения, автор книги «Work Smarter with Social Media» (Harvard Business Review Press, 2015); ранее проводила исследования социальных медиа для «Vision Critical», компании — лидера в области клиентской аналитики, работавшей с некоторыми организациями, упомянутыми в статье.

* деятельность на территории РФ запрещена