Эпоха нестабильности: что защитит бизнес от угроз | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Эпоха нестабильности: что защитит бизнес
от угроз

Результаты исследований, проведенных в семи городах разных стран

Эпоха нестабильности: что защитит бизнес от угроз
Иллюстрация: Leonardoworx

читайте также

Как избавиться от вредных привычек с помощью смартфона

Александра Сэмюэль

Больше роботов на производстве не значит меньше рабочих мест для людей

Родни Брукс

Брендинг элитных товаров: ниже радара

Белк Рассел,  Вилсон Джонтан,  Эгхарт Джиана

И пусть все будут довольны

Громковский Владимир

За последние два года кризис, вызванный COVID-19, вынудил людей всего мира кардинально изменить порядок работы и образ жизни. Но помогает ли полученный опыт подготовиться компаниям к новым переломным моментам? Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили, как трансформировались отношения между бизнесом и обществом во время пандемии в городах, для которых характерны высокие темпы роста и нестабильности.

Мы опросили по мобильной связи 78 тыс. человек в Боготе и Медельине (Колумбия), в Бейруте (Ливан), Кейптауне (ЮАР), Каракасе (Венесуэла), Сан-Педро-Суле (Гондурас) и Сан-Сальвадоре (Сальвадор). Из них 16,5 тыс. человек были владельцами и управляющими компаний. Поскольку перечень вопросов менялся в зависимости от местных особенностей, число респондентов могло отличаться. (Дополнительная информация о методах исследования, которые использует наш партнер RIWI, приведена здесь: https://riwi.com/riwi-method-and-technology/.)

Мы поговорили с лидерами бизнеса и обычными людьми о проблемах, с которыми они столкнулись, и публикуем в данной статье наши главные выводы. Они помогут любому руководителю найти свой путь в сложной социально-политической обстановке.

1. Репутация компаний может улучшиться или ухудшиться во время кризиса. 

Последствия пандемии COVID-19 неодинаково сказались на жизни людей: в большей части городов кварталы, наиболее пострадавшие от кризиса, мирно соседствовали с вполне благополучными районами. Там, где условия значительно ухудшились (опрошенные нами горожане оценивали ситуацию по таким параметрам, как уровень общественной безопасности, уровень вымогательств и коррупции), подавляющее большинство местных жителей обвиняли во многих проблемах представителей бизнеса. На тех территориях, где ситуация была благополучной, население считало, что деятельность компаний скорее приносила пользу обществу, нежели вред. Это отчасти отражает представление людей о том, как организации ведут себя по отношению к своим комьюнити.

Такая информация подчеркивает важную взаимосвязь: организации, более внимательно относившиеся к вопросам, связанным с благополучием сообществ, успешнее работали в условиях кризиса. Во время пандемии COVID-19 эти фирмы нанимали сотрудников из социально незащищенных групп, участвовали в благотворительных проектах, помогали безработным, снижали уровень насилия и конфликтов в местных комьюнити и предпринимали другие точечные меры по укреплению связей между людьми. Подобная работа приносит плоды: у фирм, которые заботились о том, какую пользу они могут принести горожанам, шансы выжить были в девять раз выше, чем у тех, кто этого не делал.

Отрадно видеть, что столько компаний помогали обществу в ходе пандемии. Опрошенные нами жители Кейптауна, 15% которых были владельцами или управляющими компаний, сказали, что местные жители во многом полагались на поддержку со стороны фирм.

2. В пандемию увеличилось число угроз, связанных с шантажом и насилием, в адрес компаний. 

Сложно переоценить то, в какой нестабильной среде работают сейчас многие организации. Более 55% наших респондентов сказали, что их фирмы — вне зависимости от сферы деятельности, размеров и других параметров — недавно подверглись насилию и вымогательствам. Хотя первая волна COVID-19 в начале 2020 года снизила уровень преступности, особенно в Латинской Америке, поскольку в городах был введен режим изоляции, продолжительный и глубокий кризис вызвал обратный эффект. Уровень вымогательства в некоторых городах достиг рекордных значений, кроме того, становится больше людей, которые, пользуясь пандемией, расширяют свои возможности цифрового шантажа и осуществляют новые атаки.

Компании, работающие в атмосфере насилия, вовлечены в конфликт вне зависимости от того, предпринимают ли они активные действия, напрямую сотрудничают с государством или преступными группировками, или борются с насилием. Те, кто открыто выступает против преступлений, рискуют многим. Например, 32% владельцев и руководителей компаний в Каракасе, Сан-Педро-Суле и Сан-Сальвадоре сказали, что публичные выступления наносили вред их организациям. Полученные нами данные свидетельствуют о том, как симбиоз между городами, компаниями, государством и криминальными группами создает у фирм и населения постоянное ощущение незащищенности.

3. Новое поколение меняет нормы участия компаний в жизни общества.