Кризис в бизнес-партнерстве | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент

Кризис в
бизнес-партнерстве

Как вовремя диагностировать проблемы и быстро погасить назревающий конфликт

Автор: Дмитрий Гриц

Кризис в бизнес-партнерстве
Фото: Pineapple Supply Co. / Unsplash

читайте также

Как вернуть в строй ценных специалистов

Кэрол Фишман Коэн

Шесть принципов стратегической гибкости

Амит Джоши,  Майкл Уэйд,  Элизабет Терачино

Почему не нужно бояться срывать дедлайны

Эшли Уилланс

Как алгоритмы могут победить эпидемию коронавируса (и не только ее)

Антон Овчинников,  Дэвид Хардун,  Теос Евгениу

Кризисы в бизнес-партнерстве возникают намного чаще, чем кажется. Одни соучредители переживают их незаметно, другие — теряют компании. Кризис — это не конфликт совладельцев, а момент, когда принятые прежде правила и договоренности не могут быть выполнены. Разберемся, какие шаги позволят сохранить партнерство и уберечься от неприятных ситуаций.  

Как предотвратить кризис

В идеале готовиться к кризису и разрабатывать план выхода из него необходимо «на берегу», то есть перед тем, как партнеры начнут вести совместный бизнес. Вот примеры вопросов, которые можно обсудить заблаговременно.

Разрешено ли нанимать в компанию родственников или близких друзей? Как и кто из партнеров будет решать вопросы с чиновниками и контролирующими органами? Необходимо ли соучредителям каждый день находиться в офисе или лучше строить систему, в которой менеджмент будет наемным и самостоятельным? Нужен ли каждому из партнеров отдельный кабинет?

Ответы на ключевые вопросы зависят от личного опыта, ценностей и принципов будущих партнеров. Ответы на них позволят понять, в чем люди сходятся, а в чем нет. Придя к единому мнению, стоит записать основные положения договоренности простым деловым языком без юридических терминов, задав конкретные и измеримые цели с привязкой ко времени. Такое письменное соглашение точно не забудется. Кроме того, правила, зафиксированные документально, впоследствии сложнее переиначить. Позже партнерское соглашение всегда можно дополнить или скорректировать в случае необходимости. Если же совладельцы все обсудили, но не закрепили результат на бумаге, это будет означать, что они не пришли к договоренности и в будущем каждый сможет трактовать соглашение по-своему.

Причины кризиса

Кризисы в бизнес-партнерстве могут быть вызваны внешними или внутренними причинами. Внешние — это форс-мажоры, не подвластные совладельцам бизнеса, но вынуждающие их нарушать договоренности. Например, партнеры условились со следующего месяца работать три дня в неделю в московском офисе, но из-за неких событий один из партнеров, временно находившийся в другой стране, не смог вернуться. Или бизнес был связан с отраслью, которую законодательно запретили, — так, например, произошло с кальянной индустрией. При подобных непредсказуемых внешних событиях партнерство переживает кризис. Чаще всего это не приводит к крупному конфликту — наоборот, совладельцы объединяются вокруг внешней проблемы и ищут решения, чтобы оптимально изменить свою договоренность.

Внутренние причины кризиса связаны с решениями или действиями партнеров. Они обусловлены сложившейся ситуацией и не позволяют выполнять договоренности. Такие причины могут быть как объективными — основанными на фактах и обстоятельствах, так и субъективными и даже непонятными другому совладельцу. Например, в какой-то момент один из партнеров решает, что доли в компании распределены несправедливо, поскольку, по его мнению, он тратит на бизнес гораздо больше времени. Назревает кризис.

На взаимодействие совладельцев могут влиять не только негативные, но и позитивные факторы. Скажем, один партнер поступает в бизнес-школу, а после обучения понимает, что вести дела, как раньше, больше нельзя и надо что-то менять. Обычно второй партнер воспринимает такие заявления болезненно: он придерживается точки зрения «пока работает — не трогай».

Понять, что в союзе наступил кризис, можно по следующим признакам: совладельцы часто ссорятся и все реже находят общий язык, их начинает раздражать взаимодействие друг с другом, им кажется, что другая сторона меняет свои убеждения и принципы, недовольство нарастает, они стремятся самостоятельно принимать решения, чувствуют бесперспективность партнерства. В таком случае пора пересмотреть старые соглашения и составить новые.

Кризис наступил: как не позволить конфликту разгореться

Предотвратить кризис бывает трудно, но всегда можно постараться не допустить больших конфликтов и распада партнерства. Для этого соучредители должны составить карту рисков развития компании. Для начала нужно проанализировать элементы бизнес-модели и все процессы — и представить, что может пойти не так. Дальше перечень возможных кризисов нужно разделить на три группы: известные обстоятельства; известные неизвестные обстоятельства; неизвестные неизвестные сценарии.

Известные обстоятельства — это то, что наверняка произойдет в обозримой перспективе. Это может быть изменение точки безубыточности бизнеса, привлечение стороннего финансирования, смена директора, наем ключевых сотрудников. Момент наступления таких событий обычно четко планируют заранее. В партнерском соглашении они детально и структурированно прописываются.

Известные неизвестные обстоятельства — это то, что может произойти, а может и нет — к примеру, непреднамеренный слив конфиденциальной информации одним из владельцев, смерть партнера или ключевого сотрудника, ошеломительный неожиданный успех и т. д. Тут нужны сценарии поведения без конкретики, но с основными этапами и понятными синхронизированными действиями совладельцев бизнеса. Необходимо создать варианты смены соглашения. Представим себе ситуацию. Чтобы дофинансировать проект, основатели должны внести личные деньги, но один из партнеров оказывается к этому не готов. Возникнет кризис. Что делать дальше? Один из вариантов: заранее определить, какова стоимость компании и доля каждого владельца. Если деньги вложит только один из них, то ему перейдет определенная часть доли нефинансирующего партнера.

Неизвестные неизвестные сценарии — это то, что может произойти, но о чем совладельцы даже не подумали то ли из-за нехватки опыта, то ли из-за нежелания пофантазировать. Например, один партнер решит прибегнуть к коррупционной схеме при взаимодействии с чиновниками или другим бизнесом, а второй сочтет это недопустимым. Разразится конфликт. Подобные проблемы преодолеваются с опорой на общие принципы и ценности. Предусмотреть все невозможно, поэтому нужно договориться об основополагающих ориентирах — скажем, о границах принимаемых решений, о «красных линиях», которые запрещено пересекать. Пример договоренности — по каким бы причинам ни закончилось партнерство, совладельцы не разглашают информацию друг о друге и не дают интервью.

Партнеры могут сформулировать для себя принципы, которых они намерены придерживаться при изменении соглашения в новых условиях. Скажем, можно договориться, что минимальное время, которое необходимо уделять работе ближайшие три года, — 20 часов в неделю. При таком условии, даже если один из соучредителей захочет сменить сферу деятельности, бизнес будет в безопасности: все участники вовлечены в основные процессы, необходимые для развития.

Еще одно обстоятельство, которое редко учитывают, — внезапная смерть партнера. Предприниматели, особенно в молодом возрасте, не думают о таком событии и, соответственно, не договариваются о том, что произойдет с бизнесом. Если не продумать этот момент, велика вероятность, что на долю умершего соучредителя могут претендовать члены семьи.

***

Кризис может привести к одному из трех последствий: партнерство перестает существовать; партнерство начинает носить формальный характер; партнерство получает новый виток развития. Второй вариант — самый распространенный, но самый нежелательный: партнерство как объединение ресурсов умирает и остается только в виде модели совладения. Третий исход самый благоприятный — тандем становится более сплоченным.

К сожалению, всех кризисов не избежать, однако можно смягчить их воздействие. Для этого необходимо заранее прорабатывать разные сценарии и фиксировать договоренности в партнерском соглашении.