Как правильно совмещать эмоциональный интеллект и аналитические способности | Большие Идеи

・ Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как правильно совмещать эмоциональный интеллект и
аналитические способности

Три шага к сбалансированному мышлению

Авторы: Мелвин Смит , Ричард Бояцис , Эллен ван Оостен

Как правильно совмещать эмоциональный интеллект и аналитические способности
Иллюстрация: Miguel Navarro/David Malan/Getty Images

читайте также

Как устоять перед жесткой критикой

Джозеф Гренни

Неспортивное поведение: почему не нужно брать пример с выдающихся игроков и тренеров

Билл Тейлор

Кризис 2020: 11 уроков китайского бизнеса

Винэй Хеббар,  Дас Нараяндас,  Лянлян Ли

Привлекайте студентов

Лоранж Питер,  Харрисон Сигвальд

Вашим коллегам или подчиненным когда-нибудь казалось, что вы их не услышали или проигнорировали, хотя вы старались их выслушать? Может быть, им было просто нужно выговориться, а вы предлагали конкретное решение? Или напоминали им о дедлайнах, обязательствах и ответственности, когда нужно было проявить сочувствие и понимание? Эти ошибки совершали почти все менеджеры, а особенно сложно избежать их во время кризисов — таких, как сейчас. Сейчас действительно непростое время: пандемия не отступает, счет зараженных коронавирусом идет на миллионы, а счет смертей — на сотни тысяч. Из-за мер по борьбе с болезнью многие компании закрываются навсегда. Безработица в США достигла уровня, невиданного со времен Великой депрессии. Многие города захлестнули массовые протесты, после того как полицейские убили безоружного темнокожего по имени Джордж Флойд и шокирующее девятиминутное видео разошлось по всему миру. Работникам сейчас тяжело. Они живут в тревоге и стрессе. Они волнуются за свое здоровье и боятся, что не смогут обеспечить себя и свои семьи. Более того, они беспокоятся о текущем и будущем состоянии США и всего мира. Скорее всего, вы испытываете те же чувства, но, как менеджер, вы должны стиснуть зубы и работать: составлять бюджеты, выполнять планы продаж и принимать непростые решения, чтобы ваша компания осталась на плаву. Вы должны заботиться о своих сотрудниках, помогать им и утешать их. Кроме того, вы должны разбираться со срочными вопросами и принимать стратегические решения, чтобы спасти свою компанию. Но проблема заключается в том, что эти два направления задействуют разные части мозга. Иногда мы застреваем в сети, которая отвечает за решение задач и проблем, а иногда наоборот — в сети, которая управляет рефлексией, эмпатией и общением. Однако чтобы стать действительно эффективным лидером и действительно помочь сотрудникам, нам нужно и то и другое. Ведь мы должны анализировать конкретные сложности подчиненных — и в то же время понимать их чувства и эмоции. Нам нужно формулировать и подтверждать гипотезы об их состоянии — и в то же время оставаться открытыми, чтобы видеть и слышать все, что видят, слышат и чувствуют они. К счастью, недавние исследования объясняют, как у нас в голове сосуществуют эти две сети и как нам научиться их уравновешивать. Что показали новые исследования с применением нейровизуализации Наш коллега Энтони Джек из Университета Кейс Вестерн Резерв провел исследование и описал две основных системы нашего мозга: аналитическую сеть, она же «сеть целевой активности», и эмпатическую сеть, или «сеть пассивного режима».  Аналитическая сеть помогает нам разбираться в предметах и событиях, оценивать задачи и принимать решения. Мы используем ее при в абстрактном и аналитическом мышлении, например, когда работаем с данными или финансовыми документами. А эмпатическая сеть исследует наше окружение и остается открытой к новым идеям и людям. Но интереснее всего, что эти две сети противостоят друг другу и даже подавляют друг друга: когда работает одна из них, вторая выключается. Профессор Джек называет две сети «двумя полюсами разума». Обе они включают рассудочную деятельность, в обеих есть «быстрое» и «медленное» мышление. Но аналитическая сеть отвечает за анализ информации, а эмоциональная — за людей и качественные наблюдения. В своей книге «Helping People Change» (на русском языке книга «Как помочь людям измениться. Коучинг Сопереживания для безграничного роста и развития» вышла в издательстве «Библос» в 2020 г. — прим. ред.) мы пишем, что людям нужны обе сети, и большинство эффективных лидеров умеют их использовать и переключаться между ними за долю секунды. Мы также считаем, что легкость переключения между сетями зависит в том числе от нашей рефлексии, тренировок и намерений. Как достичь баланса 1. Осознайте свою предрасположенность. Какой из сетей вы пользуетесь чаще? Чтобы понять, какой из сетей вы чаще пользуетесь в самых разных ситуациях (какая у вас основная сеть), нужна осознанность. Постарайтесь понять, что вы чувствуете и делаете в данный момент. Например, вы можете спросить себя:

  • Что я делаю прямо сейчас? Я думаю о конкретных фактах, деталях и решениях или мыслю широко и открыто? Я пытаюсь понять, как было бы объективно лучше поступить, или взвешиваю относительные преимущества того, что кажется мне справедливым?

  • В каких ситуациях или от каких действий у меня включится аналитическая сеть? А в каких с наибольшей вероятностью включится эмпатическая сеть?

  • Где я провожу больше времени — в аналитической или в эмпатической сети?

2. Тренируйте свою неосновную сеть. Есть много разных способов тренировать эмпатическую и аналитическую сеть. Полезно проводить больше времени в той сети, которую вы используете реже, как баскетболисту-правше нужно больше работать над дриблингом и бросками левой рукой, чтобы стать лучше. Вот как можно тренировать эмпатическую сеть: