«Ресторан — это лакмусовая бумажка общества» | Большие Идеи

・ Лидеры

«Ресторан — это лакмусовая
бумажка общества»

Глава White Rabbit Family о том, как вывести российский ресторан в топ мирового рейтинга

Автор: Борис Зарьков

«Ресторан — это лакмусовая бумажка общества»
Фото: Павел Маркелов

читайте также

Минздрав предупреждает, а продажи растут?

Зив Кармон ,  Стайнхарт Йейл,  Троп Яков

Как стать хорошим спикером

Евгений Бутман

Три способа уничтожить креативность своей команды

Дэвид Буркус

Неудача как драйвер успеха

Михаил Рахлин

По просьбе Harvard Business Review Россия основатель и глава White Rabbit Family Борис Зарьков о том, как вывести российский ресторан на верхние строчки мирового рейтинга.

В 2019 году ресторан White Rabbit занял 13-е место в авторитетном глобальном рейтинге The World’s Best Restaurants — это самое высокое достижение для компании из России. Сейчас в нашей группе компаний 23 заведения, я сам придумываю новые концепции и получаю от этого огромное удовольствие. Ресторан постоянно заставляет тебя развиваться — например, подталкивает изучать менеджмент и финансы, хотя это не самое главное. Чтобы идти в ногу со временем, важно не только разбираться в еде, но и понимать архитектуру и дизайн.

Сначала ресторанные проекты были моим хобби, бизнесом это стало позже. И первый опыт был не слишком удачным. Я занимался стрит-ритейлом, развивал в Москве сеть автомоечных комплексов, салоны связи, а в 2003 году с партнером Антоном Сотниковым мы открыли ресторан «Пуазон». Наняли управляющую компанию, но сделать заведение прибыльным не получилось. В итоге мы его продали с убытком и чуть позже открыли «Буфет» (он, кстати, работает до сих пор).

А в 2010 году вместе с другим парт­нером Александром Затуринским я увидел интересную площадку под куполом Смоленского пассажа. Здесь все было окрашено в белый цвет, убитые старые стекла, грязь, духота. Но я как-то почувствовал ­атмосферу места — в Москве еще не было популярных панорамных заведений. В то время рестораторы были избалованы, их смущала плохая доступность помещения: чтобы добраться наверх, надо сделать пересадку с одного лифта на другой. В итоге все отказались, а мы с партнером решили взять. И стали думать над концепцией заведения, которое назвали White Rabbit.

На мой взгляд, ресторан — это лакмусовая бумажка общества, которая всегда отвечает на потребности конкретной аудитории. В 2010 году продолжалось показное потребление: люди ходили в рестораны, чтобы продемонстрировать окружению свой социальный статус. Едой особо не интересовались, поэтому шеф-поваров практически никто не знал. Более того, владельцы ресторанов сами наслаждались славой, а шефов даже прятали, чтобы никто не перекупил. Мне всегда хотелось сделать ресторан про еду, а не про клубный пафос, а мой партнер предлагал ресторан-клуб. Мы провели одно мероприятие и в итоге выбрали мой вариант развития. Позже Саша Затуринский вышел из проекта.

У любого заведения есть цикл жизни: если его не поддерживать событийным маркетингом, проект работает пять, максимум семь лет, а потом скатывается, надо его переделывать или закрывать. Я долго думал, почему за рубежом выживают рестораны-долгожители. И понял, что здесь важны два фактора: известный шеф-повар и туристический поток. Соответственно, чтобы сделать ресторан известным и регулярно не перестраивать, нужно попасть в мировые рейтинги. Рейтинг всегда привлекает туристический поток, особенно иностранный, потому что нет пророка в своем отечестве. Когда человек едет за границу и выбирает, куда пойти поесть, ему нужна ­путеводная звезда — кто-то должен дать наводку. На мой взгляд, это массовая гастрономическая иллюзия, однако она работает, потому что в нее верит большое количество людей.

Я не первый из россиян, кто решил попасть в рейтинг — например, мой прежний партнер Антон Сотников со своим рестораном «Чайка» в 2012 году занял в списке The World’s Best Restaurants 99-е место. В первой сотне побывали и другие российские заведения: «Кафе Пушкинъ», «Семифреддо», а «Варвары» Анатолия Комма в 2011 году добрались до 49-го места. Но как обычно бывает, пионеры не снимают сливки, они лишь протаптывают дорожку, а основную выгоду получают ранние последователи.

Вверх по рейтингу

Попасть в рейтинг The World’s Best Restaurants, который составляет британский журнал The Restaurant Magazine, считается не менее престижным, чем получение звезды в знаменитом Michelin, иногда рейтинг даже называют «кулинарным Оскаром». Другие проекты в России просто не представлены: здесь нет ни Michelin (возможно, появится в этом году), ни Gault&Millau.

Как и все остальные рейтинги, этот топ-лист субъективный, его формируют на основе опроса экспертов: шеф-поваров, рестораторов, ресторанных критиков и фудис (известных гурманов) по всему миру. Организаторы разделили мир на 27 регионов, и в каж­дом регионе — свой председатель жюри, который ежегодно формирует группу из 35 кулинарных знатоков. Все эти люди составляют международное жюри, но их имена всегда держат в тайне. Каждый оценщик может проголосовать за семь ­ресторанов­, которые произвели на него впечатление за последние полтора года: четыре заведения из своего региона и три — из любых других мест. По сути, они оценивают уровень шеф-повара, который поддерживает культуру и традиции своего региона.

Главная задача — сделать так, чтобы оценщики (которых никто не знает и которые меняются каждый год) смогли попасть в White Rabbit. Поэтому, начиная с 2012 года, мы начали регулярно за свой счет привозить в Москву около 50 зарубежных лидеров мнений: журналистов, фуд-блогеров, ресторанных критиков и др. Мы не знали, входит ли кто-то из них в жюри рейтинга, не ставили никаких условий и не ждали, что они будут о нас писать. Просто приглашали в свой ресторан, а также организовывали им посещение других заведений, которые их интересовали. Мы потратили на это довольно много денег, но оно того стоило. А для начала надо было создать продукт, который бы произвел на них впечатление.

Осмысленная еда

Отношение к еде серьезно изменилось за последние годы. Раньше ее воспринимали скорее как топливо. Но для «заправки» не обязательно идти в ресторан, можно посетить McDonalds или купить в супермаркете колбасу. Люди приходят в ресторан не только для того, чтобы заправиться, а в первую очередь решают свои социально­психологические задачи — например, встречаются с друзьями, проводят переговоры, создают доверительные связи. Потребности гостей остались прежними, но сегодня к ним добавилась еще одна, очень важная — саморазвитие. Светская публика уже устала от классического набора развлечений: балет, спорт, походы в художественные галереи, и так происходит во всем мире. Сегодня нужно не просто продавать впечатления — они должны быть развивающими. Еда должна быть не просто «вау» — люди хотят еще и внутренне трансформироваться. Соответственно, надо создавать оазисы, где гости смогут развивать свой вкусовой кругозор. Что для этого нужно сделать?

Я прочитал много книг, чтобы лучше разбираться в психологии и нейробиологии, понимать, как работать с людьми. Могу порекомендовать «Гормоны счастья» Лоретты Бройнинг или «Красную таблетку» Андрея Курпатова. Приходя в ресторан, люди хотят стать счастливыми, им нужен серотонин. Мы работаем над сенсорным счастьем, от цвета до запахов и вкуса. Если вы видите белую плитку, звуки Rammstein, внутри жарко и пахнет горелым мясом, то вы развернетесь и уйдете. Гость обычно сканирует помещение автоматически, а рестораторы осознанно подходят к вопросу, что еще можно улучшить. Вкус — последний и главный этап. Настоящий повар, по большому счету, художник, который соединяет разные продукты и новые вкусовые сочетания. Он рассказывает истории о продуктах, кулинарных традициях, разыгрывает шоу — сторителлинг работает везде. Я лично хочу формировать среду и создавать племя из людей, которые подходят к еде как к саморазвитию. Мне неинтересно делать заведение для тех, кто курит кальян и танцует на столах.

Чтобы создать достойный продукт, я пригласил в White Rabbit самого популярного на тот момент российского шеф-повара Константина Ивлева. Правда, менее чем через год мы с ним расстались: не сошлись по культурным и мировоззренческим взглядам. Я понял, что лучше не работать со звездами, потому что они уже сформировавшиеся личности с огромным количеством табу и границ, и нет смысла их ломать. Ивлев был известным человеком, снимался на ТВ, писал книги, его все устраивало, и ни в какие международные рейтинги он не стремился. А мотивация — это всегда неудовлетворенность существующим положением. Мне нужен был молодой, талантливый и амбициозный шеф с хорошей поварской базой. Я поговорил с профессионалами и ресторанными критиками, которые посоветовали двух человек: Анатолия Казакова и Владимира Мухина. Я сходил в их заведения, поел, пообщался. И пригласил Мухина. Он к тому времени восемь лет работал в кафе «Булошная» на Курской. Я предложил ему зарплату в два раза больше текущей, но, к моему удивлению, Владимир еще две недели думал. Позже я осознал, насколько серьезный у него культурный фундамент и ценности, если он так обдумывает очевидные решения. Кстати, через два года к нам из Hills перешел и Анатолий Казаков, вместе с ним мы открывали Zodiac, а потом Selfie в Москве и Астане.

Владимиру Мухину я сразу обозначил цель — попасть в The World’s Best Restaurants, и ему эта идея понравилась. Для повара, как и для художника, важна насмотренность, вкусовой кругозор, поэтому за два года мы объездили огромное количество ресторанов в разных странах. И решили, что будем в White Rabbit соединять традиции русской кухни с современными технологиями обработки продуктов, новыми сочетаниями и необычной подачей.

В 2011 году мы запустили первый дегустационный сет под названием «Русская литература». Нашли интересные блюда в произведениях русских писателей XVIII—XIX веков, сделали авторскую интерпретацию и придумали для каждого легенду. Для того времени это было очень необычно, а сегодня сеты уже делают многие заведения. В сет-меню обычно подают 5—13 блюд, объединенных общей идеей. Например, наш сегодняшний сет «Черный лебедь» основан на идеях Нассима Талеба, а в центре внимания — тренды на осознанное ответственное потребление и благополучие. Скажем, в меню входит кокосовое сало, которое символизирует отказ от животных белков, а безалкогольная водка — осознанную жизнь. Гости не просто получают смену блюд — повар сопровождает подачу сторителлингом. Фактически это уже не ресторан, а театр.

Сет-меню в Chefs Table при White Rabbit доступно ограниченному числу гостей (около 20 человек за один сеанс), и входной билет обходится до 18 тыс. руб. Сеты удобны, поскольку облегчают клиенту выбор: вместо ­изучения меню он может получить набор блюд, максимально соответствующий идеологии шефа. А заведение знает, сколько человек придет на этот сет, соответственно, нет товарных остатков, низкие затраты на оплату труда, и это хорошая бизнес-модель.

Чтобы попасть в рейтинг, важно использовать не только традиции местной кухни, но и локальные продукты. В этом смысле санкции 2014 года стали для нас благом, потому что раньше наших фермеров расшевелить было невозможно. Продукты на 90% были импортными, а зимой, наверное, и на все 100%. Поставки шли из Испании, Польши, Нидерландов, изучением местного рынка никто не занимался. Санкции дали толчок ресторанному бизнесу: повара начали искать российских фермеров, которые готовы были внедрять технологии и производить нужные продукты. Сейчас мы сотрудничаем с небольшими хозяйствами, которые выращивают по нашему заказу артишоки, кейл (кудрявая капуста), брокколини и многое другое, что используется в ресторанах. Словом, санкции позволили нам перейти на русские продукты и стать тем самым White Rabbit, какой он есть сейчас.

Звездный час

В 2014 году White Rabbit впервые попал в The World’s Best Restaurants на 73-е место. Это событие не стало для нас неожиданностью, поскольку мы проделали гигантскую подготовительную работу. Усилия оправдались: новость подхватили СМИ, и посетители сразу выстроились в очередь месяца на два. Наши позиции постепенно росли, и в прошлом году нас поставили уже на 13-е место, а Владимир Мухин в мировом рейтинге шеф-поваров стал девятым. На этот раз рынок воспринял информацию спокойно — присутствие White Rabbit в рейтинге стало привычным, все принялись обсуждать ресторан братьев Березуцких Twin Gardens, который поднялся сразу на 53 строчки до 19-го места. Прежних длинных очередей у нас больше не было, хотя зал всегда заполнен, и более половины гостей — иностранцы. Сегодня выручка White Rabbit составляет около ­50­—60 млн руб. в месяц, и у нас хорошая прибыль. Еще одно заведение из нашего холдинга, Selfie, тоже попало в список лучших ресторанов — в 2019 году оно заняло 65-е место.

Несмотря на такой успех, я все-таки склоняюсь к мысли, что рейтинги — зло, потому что создают нездоровую конкуренцию между шефами. Это настолько мощный серотониновый допинг, что иногда вместо того, чтобы создавать ценность для потребителей, люди думают только о том, как бы укрепить свои позиции, и позволяют себе неэтичное поведение. А некоторые молодые шефы получают неправильный сигнал — они не хотят придумывать крутые проекты и создавать ценность для гостей, а сразу пытаются готовить высокую кухню: условно говоря, в школе не учились, а видят себя профессорами. Поэтому они открывают рестораны, а потом очень быстро их закрывают. Так же быстро уходят с рынка гастрокочевники, которые не умеют просчитывать экономику, — их довольно много на фудмаркетах, где ежегодно меняется около 70% арендаторов.

На Владимира Мухина мировая слава никак не повлияла, хотя он реально стал мегазвездой: про него даже Netflix снял фильм. Рестораторы, повара и фудис англоязычных стран любят Netflix, и когда однажды мы с Владимиром шли по рынку в Австралии, его сразу узнали, начали подбегать люди. Владимир сейчас бренд-шеф White Rabbit Family и отвечает за качество еды во всех заведениях. Кроме того, он является партнером в некоторых проектах холдинга.

Сервисный подход

В ресторане важна не только кухня, но и люди, которые доставляют клиенту ценность: в первую очередь хостес, официанты и повара. В White Rabbit официанты получают фиксированный минимальный оклад, а остальное зарабатывают на чаевых. У нас есть свой учебный центр, и мы проводим много тренингов для персонала. Например, объясняем, что ресторан — это театр, а гость — главный актер, сотрудники — актеры второго плана, шеф-повар — художественный руководитель. Сотрудники должны чувствовать себя уверенно, с некоторыми мы даже занимаемся актерским мастерством, чтобы они свободнее общались с состоятельными клиентами.

А еще мы доносим до сотрудников мысль, что White Rabbit продает не еду, и наша главная цель — не деньги. В сфере сервиса нацеливать людей на деньги опасно, потому что финансы стоят на другом полюсе от идеи создавать счастье для наших гостей. Хостес и официанты знают, что должны принимать решение, при котором клиент останется доволен, и никто их за это не накажет. Например, если гостю что-то не понравилось, можно извиниться и закрыть счет на ресторан, и человек сохранит лояльность. А начав с ним спорить, мы создадим ему ненужный стресс и рискуем навсегда потерять. Сегодня потребители стали продвинутыми, они оставляют отзывы на разных ресурсах. Поэтому нельзя допустить, чтобы человек ушел из ресторана несчастным.

У нас есть автоматизированная система, которая собирает отзывы отовсюду. В каждом ресторане их оценивает маркетолог и распределяет по степени тяжести проблемы. Где-то он может сам отреагировать, а если ситуация серьезная (например, посетитель отравился или ему нахамили), информация поступает управляющему. Я в любой момент могу запросить отчет, что произошло в конкретном ресторане за определенный период и как решили ту или иную проблему. Если мы не правы, всегда предлагаем компенсацию (и если правы — тоже), а известным людям я звоню лично. В любом случае надо вернуть улыбку на лицо гостя, и здесь не обязательно нужны деньги. Границы могут закрыть, туристический поток иссякнет, но наше племя останется с нами. Если люди знают, что у нас интересная кухня и гость всегда прав, зачем им искать что-то еще?

Чтобы привлекать гостей, мы постоянно ищем новые идеи, пытаемся сделать из еды шоу. Инсайт сам по себе не прилетит, поэтому мы регулярно ездим по выставкам, музеям. Живопись помогает формировать представление о красоте, учит работать с композицией и цветопередачей — повара потом используют эти знания при подаче блюд. Я всегда беру в душ телефон, потому что идеи приходят неожиданно, и важно сразу их записать.

Не так давно мы анализировали, что интересного происходит на Западе, и обнаружили «хайп» вокруг растительного мяса Beyond Meat, которое по вкусу напоминает настоящее. Вместе с партнером мы долго договаривались с американцами о поставках в Россию. В прошлом году у нас впервые появилось растительное мясо, и поначалу продукт Beyond Meat можно было попробовать только в наших заведениях.

Сейчас открываем в «Романовом дворе» новое заведение на 20 мест — иммерсивный ресторан ForTheKrasota, где используем визуальный сторителлинг, музыку, дополненную реальность. Подобных проектов в мире пока немного, и именно с таким форматом мы хотим выйти в Лондон. CNN Travel назвал наш ресторан одним из самых ожидаемых проектов 2020 года.

Маркетинговые каналы, которые существовали до цифровой революции (ТВ, билборды, печатная реклама и т. д.), сегодня не работают. Многие используют событийный маркетинг, но это, скорее, вопрос креатива — надо делать так, как не делает никто. Откройте соцсети любого ресторана, это спам, там все одинаково: еда, сотрудники, интерьер, мероприятия. Никому не интересно. Мы готовы использовать провокацию — посмотрите, например, Instagram нашего заведения «Сахалин». Или, скажем пинца (маленькая пицца) — это название зарегистрировал итальянский шеф-повар Валентино Бонтемпи, и больше никто не может его использовать. А мы взяли и в нашем меню написали «П...а “Маргарита”». Идея пошла на ура.

Сегодня работает только сарафанное радио, а соцсети — тот же «сарафан», только цифровой, у него рупор больше. Один человек написал — и 200 тыс. подхватили. Все корпорации пытаются сотрудничать с лидерами мнений, причем не с миллионниками, а так называемыми микроинфлюенсерами. У White Rabbit тоже есть амбассадоры, и нам даже не приходится им платить. Когда ты делаешь крутой продукт, клиенты становятся фанатами и друзьями и с удовольствием рассказывают о нем бесплатно.

Справка о компании

White Rabbit Family — российская группа компаний, основанная в 2010 году Борисом Зарьковым. Бренд-шеф — Владимир Мухин. В группу компаний входят 23 ресторана в Москве, Сочи, Астане и Дубае (Benedict, Red Fox, Selfie, White Rabbit, Zodiac, «Ракета», «Сахалин» и др.), готовится к открытию проект в Лондоне. Заведения холдинга регулярно попадают в престижные российские и международные рейтинги. В 2019 году ресторан White Rabbit занял 13-е место в глобальном рейтинге The World’s Best Restaurants, а ресторан Selfie — 65-е место.

Об авторе. Борис Зарьков — глава ресторанного холдинга White Rabbit (записала старший редактор журнала «HBR Россия» Юлия Фуколова)

* деятельность на территории РФ запрещена