Как перестроить работу лидера в сложные времена | Большие Идеи

・ Лидеры

Как перестроить работу лидера в
сложные времена

Как, принимая жесткие решения, сохранить бизнес и не задушить инициативность сотрудников

Автор: Марианна Снигирева

Как перестроить работу лидера в сложные времена
Фото: Gilly / Unsplash

читайте также

Подмоченная репутация

Владимир Рувинский

Что делать, если бизнес растет быстрее, чем команда

Евгения Тюрикова

Николай Луганский

Анна Натитник

Как победить внутреннего хомяка

Ирина Гусинская

Кризис 2022 года повлиял на все сферы российской экономики: часть компаний закрылась, многие понесли убытки. Руководителям пришлось пересматривать цели, оптимизировать расходы, сокращать штат. На примере нашей компании расскажу, что можно предпринять, чтобы продолжать успешно работать в постоянно меняющихся условиях.

Выбрать менее демократичный стиль руководства

Во многих компаниях принято управлять бизнесом с позиции «ресурсного» лидерства, при котором руководитель играет роль не первой скрипки, а дирижера. Лидер устанавливает цель и вектор развития, в рамках которых персонал действует самостоятельно. Команды сами определяют способы достижения поставленных целей, методики и инструменты работы, придумывают и внедряют новые проекты и берут на себя ответственность за результаты. Задача лидера — предоставить людям все необходимое и постараться не мешать. Этот метод доказал свою эффективность в спокойные времена.

В условиях кризиса зачастую стоит управлять менее демократично. Новые реалии требуют сфокусироваться на удержании бизнес-показателей, строже контролировать результаты, принимать жесткие решения.

В нашей компании сотрудники всегда пользовались свободой: руководство было открыто любым предложениям и обсуждениям, часто одобряло идеи и давало возможность персоналу самостоятельно распоряжаться бюджетом. Сейчас, когда мы встречаемся с командой, зачастую приходится спрашивать, зачем сотрудники поступают именно так, можно ли без этого обойтись и есть ли другие варианты действий.

Между тем, даже в турбулентные времена необходимо ценить инициативу сотрудников и давать людям возможность принимать собственные решения, но в более узких рамках. Например, весной, когда часть социальных сетей перестала работать на территории России, наш отдел маркетинга сразу предложил новые подходы к продвижению: усилить бренд-коммуникацию, начать плотнее взаимодействовать с партнерами и развивать новые каналы. А в сентябре отдел продаж быстро перестроил взаимодействие с клиентами и дал им возможность «замораживать» купленные курсы.

Пересмотреть подходы к планированию

Чтобы сотрудники четко понимали ситуацию и могли спокойно работать, руководство должно строить прогнозы и планы по развитию компании. Это очевидно. Но сейчас долгосрочное планирование невозможно: обстоятельства меняются слишком быстро и тестовые инструменты привлечения аудитории тоже работают по-разному. Поэтому пересматривать стратегию стоит гораздо чаще, чем в спокойные времена.

Мы стали проводить стратсессии раз в квартал, а не раз в год, как раньше, а бюджеты — анализировать и перестраивать каждый месяц. При этом планирование стало более верхнеуровневым: если в былые времена мы просчитывали множество точечных метрик для достижения результатов, то сейчас ориентируемся на общие цели по эффективности. Мы закладываем коэффициенты роста или падения показателей бизнеса и опираемся на них.

Кроме того, если раньше компания запускала новые направления и проекты в тестовом режиме, не используя глубокую аналитику, то теперь сначала просчитывает все экономические выгоды и затем выбирает проекты, которые подходят бизнесу в текущий период.

Подготовить стрессовые сценарии и уменьшить расходы

Во время кризиса, когда прогнозировать что-либо становится все сложнее, а на восстановление спроса остается только надеяться, необходимо просчитывать разные стрессовые сценарии. Это позволяет подготовить план действий на случай как восстановления спроса, так и дальнейшего падения.

Когда весной клиентам стало не до обучения, мы начали рассматривать разные варианты. При негативном сценарии ожидали кассовый разрыв — пришлось бы сильно сокращать расходы и штат. Чтобы как можно дольше этого избегать, мы пересмотрели бюджетное планирование, приостановили найм новых сотрудников, уменьшили все возможные расходы (отменили корпоративы, закупку снеков в офис и т. д.) и создали резервы на период спада.

Перестроить рабочие процессы

В кризис нагрузка на персонал возрастает, и из-за сокращения бюджетов сотрудникам приходится обходиться ограниченными ресурсами. В такой ситуации организации должны быстро искать новые инструменты и пересматривать рабочие процессы.

Наша компания не стала останавливать запущенные проекты, но при этом заморозила развитие некоторых направлений. В результате в одних отделах персонал оказался завален работой, а в других — наоборот освободился. Клиентскому сервису было сложнее всего: когда количество вопросов о «заморозке» обучения от студентов увеличилось, людям пришлось трудиться больше обычного, чтобы справиться с потоком обращений. Поэтому мы применили подход «свободной кассы» — сотрудники, которые освободились от работы в проектах, стали брать на себя задачи коллег из других отделов. Это позволило сохранить команду и избежать выгорания.

Усилить психологическую поддержку сотрудников

Когда уровень стресса растет, нужно постоянно следить за эмоциональным состоянием персонала. Но если людей в компании много, поговорить со всеми лично невозможно. Один из инструментов помощи — анонимные опросы, позволяющие измерить степень удовлетворенности сотрудников. Люди делятся тем, что их волнует, а руководители отслеживают динамику изменения настроения в командах. Это позволяет понять, как люди себя чувствуют, по поводу чего переживают и чем компания может им помочь. HR-отдел собирает результаты таких «замеров настроения», анализирует пожелания и следит за общим уровнем удовлетворенности.

В нашей компании опросы проводятся один-два раза в месяц. Сейчас мы видим положительную динамику: несмотря на продолжающийся кризис, показатель удовлетворенности персонала составляет 87%. Сотрудники чувствуют, что команда сплотилась и справляется с ситуацией, и это помогает поддерживать моральный дух в коллективе.

В кризисной ситуации лидеру сложнее удерживать баланс между потребностями бизнеса и персонала. Но когда приходится принимать решения, которые неминуемо вызовут негативную реакцию коллектива, необходимо объяснять их команде. Нужно проводить открытые встречи и четко обозначать условия, в которых придется работать. Это поможет сотрудникам принять изменения и подготовиться к тому, чтобы вместе с руководством искать новые пути развития и жертвовать комфортом ради достижения общих целей.

Чтобы команда сплотилась и работала эффективнее, лидерам следует не бояться принимать жесткие решения, пересматривать процессы планирования и бюджетирования и не забывать о психологической поддержке сотрудников. Это позволит снизить риски для бизнеса и справиться с неопределенностью.