Почему у него премия больше, чем у нее? | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему у него премия больше, чем
у нее?

Исследователи установили, что, когда посетителю кафе предлагают купить чашку кофе со скидкой, вероятность, что он примет предложение, возрастает в три раза, если у человека складывается впечатление, что скидка предоставляется персонально ему, а не всем подряд. Джерри Бергер (Jerry M. Burger) и Дэвид Колдвел (David F. Сaldwell) из Университета Санта-Клара полагают, что такое «специальное» предложение более привлекательно для представителей индивидуалистских культур, так как подчеркивает их особый статус.

Автор: Бенард Стивен

Почему у него премия больше, чем у нее?

читайте также

Профессия — родитель

Елена Жикич

Цифровой провал

Джордж Уэстерман,  Томас Дейвенпорт

Какую жизненную философию выбрать

Елена Пименова

Не тратьте время на пустые идеи

Рон Ашкеназ

Все более или менее серьезные компании привязывают размер вознаграждения к личным достижениям сотрудника. Кто лучше работает, у того и премия (или прибавка к зарплате) больше. Дифференцированный подход к вознаграждению призван не только заставить работать усерднее, но и прочнее привязать к компании самых лучших.

Однако система чревата предвзятостью. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что, как это ни парадоксально, руководители в компаниях с четко выстроенной системой подобного вознаграждения чаще бывают необъективны в оценке своих подчиненных. Например, как правило, женщинам прибавляют меньше, чем мужчинам. Эти результаты, возможно, проливают свет на проблему неравенства на рабочем месте, как в половом, так и в расовом аспекте. Гипотеза о том, что система вознаграждения «по заслугам» не только не устраняет подобное неравенство между сотрудниками, но может и усугублять его, не нова. Однако подтвердить или опровергнуть ее было довольно трудно, так как исследования проводились после внедрения принципа «меритократии» и было просто не с чем сравнивать полученные результаты.

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы с коллегой Эмилио Кастилья из школы Слоуна при Массачусетском технологическом институте провели эксперимент с группой испытуемых, в которую вошли 400 студентов МВА, имеющих солидный опыт практической работы.

Средний стаж испытуемых составлял 6 лет, из них минимум два года на менеджерской должности. Мы попросили их представить себе, что они работают менеджерами в сервисной компании и им нужно распределить $1000 в каче­стве премиальных между несколькими сотрудниками, руководствуясь при этом результатами аттестации, которую проводил другой руководитель. Ситуация, когда один руководитель оценивает работу, а другой определяет финансовые последствия, вполне типична.

Мы обнаружили, что испытуемые, которым ясно указали, что главное — личный вклад сотрудника, отдавали предпочтение мужчинам: их премии в среднем были на $46 выше, чем у сопоставимых по оценкам сотрудниц. И студенты, и студентки, оказавшись в роли руководителя, выделяли мужчин. Те же испытуемые, которые считали, что для компании главное — проводить аттестацию регулярно (скажем, раз в год), не делали практически никаких различий между мужчинами и женщинами.

Видимо, когда во главу угла ставят заслуги каждого, руководитель меньше опасается показаться предвзятым. Как результат, он может утратить бдительность и стать менее объективным. Часто это происходит неосознанно. Как показывают многочисленные исследования, некоторые стереотипы чрезвычайно живучи и оказывают влияние даже на тех, кто против таких стереотипов борется. Мнение, будто женщины работают хуже мужчин, — один из таких стереотипов.

Мы не призываем отказываться от принципа дифференцированной оплаты. Но повысить ответственность руководителя за объективность и свести к минимуму произвол необходимо.