«Ничего личного» — самая дурная отговорка | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Ничего личного» — самая
дурная отговорка

Нельзя отказываться от личного отношения к работе, чтобы избежать разочарований.

Автор: Дункан Комб

«Ничего личного» — самая дурная отговорка

читайте также

Инвесторы для социально ориентированных проектов

Вермейлен Тео

Не пытайтесь понравиться покупателю!

Джим Кинан

«20 лет крутых поворотов научили нас изобретать себя заново»

Райан Смит

Техники коммуникации, которые изменят вашу жизнь

читайте также

Недавно я работал с руководителем, у которого конкуренты только что увели чрезвычайно ценного сотрудника. Он вложил много времени и сил в обучение и подготовку этого человека и возлагал на него большие надежды. В компании его считали «главным гением», и, что особенно обидно, его решение уйти стало для всех полной неожиданностью. Его наставник и руководитель воспринимал это как предательство.

— Наверное, я должен уговорить себя не воспринимать это как что-то личное, — сказал он.

Мы часто слышим такой совет на работе: «Не принимай близко к сердцу» или: «Ничего личного, только бизнес». Так говорят о суровой критике, конфликтах, трудных разговорах, реорганизации, сорванных сделках, проблемах сотрудничества, повышении и карьерных неудачах — о любых и всевозможных ситуациях в офисе.

Но ведь это абсурд.

Работа — то самое место, где я провожу значительную часть своего дня, значительную часть своей жизни, как же не принимать ее близко к сердцу? Смириться с мыслью, что основная часть моей жизни с двадцати лет и хорошенько за шестьдесят — «ничего личного»?

Нет, я понимаю, что присловье «ничего личного» защищает нас в тех ситуациях, которые кажутся сложными, угрожающими, страшными, но все же гораздо разумнее будет считать свою работу, в том числе отношения начальника и подчиненных, личными.

Прежде всего такое отношение связано с успехом и счастьем от работы. Вспомните всех тех людей, кто кажется вам вдохновенными, кто трудится изо всех сил и достигает успеха — ведь они явно принимают свое дело близко к сердцу. И оборотная сторона медали: люди, которые не хотят видеть в работе ничего личного, — нежелательные сотрудники. На собственном опыте вы можете подтвердить тот очевидный факт, что успех в деле связан с личным отношением к работе.

И это вопрос не только нюансов языка и психологии личности, но и реального результата. Все мы знаем, сколь велика корреляция между вовлеченностью членов коллектива и достижениями компании. Но что такое вовлеченность, если не личное отношение? А поскольку теперь со всех сторон слышны жалобы на недостаточную вовлеченность, значит, «ничего личного» приносит свои горькие плоды.

Читайте материал по теме: Похвала мудрости: 9 шагов в условиях кризиса

Кроме того, это вопрос этики. Отсутствие личного отношения — изначальная причина многих скандалов, от мошенничества и растрат до пренебрежения безопасностью работников и экологических катастроф на промышленных предприятиях. Если менеджмент и рядовые члены коллектива занимают позицию «ничего личного, только бизнес», тем самым они снимают с себя гражданскую ответственность, общечеловеческую ответственность за нашу планету и даже ответственность за благополучие своих коллег, клиентов и ближайших соседей.

По этим и другим причинам мне кажется очевидным: если мы намерены выполнять свои обязанности в качестве руководителей — и раскрывать свой лидерский потенциал — нужно воспринимать свое дело как личное. Проще говоря, обезличенные сотрудники никак не могут достойно позаботиться о клиентах, соседях и всех, кого затрагивают их решения.

Разумеется, не надо путать личное отношение и неумение соблюдать границы дозволенного — это «две большие разницы». Одно дело — страстно любить свою работу, совсем другое — отождествляться с ней до такой степени, чтобы полностью лишиться психологической защиты и любую ошибку и неудачу принимать полностью как свою, как удар по своей самооценке. Если человек самореализуется только через работу, это опять-таки опасно.

Читайте материал по теме: Кому нельзя доверять управление компанией?

Однако существует же золотая середина — где-то между крайностями работоголика и онемением души.

Что касается руководителя, о котором я упоминал вначале, мне бы следовало сказать ему вот что: «Не терзайтесь вы так. Не воспринимайте неудачу как личное поражение, не думайте, будто она бросает тень на вашу ценность в глазах коллектива и достоинство вашей личности — ни ваша карьера, ни тем более ваша частная жизнь этим конкретным случаем не определяются. Но разочарование — это естественно. И обида тоже. Вы обязательно должны разобраться и узнать, что же произошло. Постарайтесь учесть свои ошибки и совершенствовать свой стиль руководства. Научитесь чему-то на этом опыте.

Но очень, очень вас прошу — не окутывайтесь этим мертвящим душу саваном «ничего личного».

Конечно, если относиться к работе «лично», неизбежны также и тяжелые переживания: порой вы испытаете разочарование, почувствуете себя преданным, задумаетесь даже, ради чего все это. Но ведь это как и с другой великой тайной жизни — любовью: альтернативы-то нет. Вы же не откажетесь навеки от любви, лишь бы уберечься от сердечных ран? А значит, нельзя и отказываться от личного отношения к работе, чтобы избежать разочарований.

Это ваша жизнь, и ради самого себя и тех, с кем вы работаете, вы должны принимать ее — и все в ней — только лично и никак иначе.