Сперва стратегия, а затем анализ | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Сперва стратегия, а
затем анализ

Стратегия — это не неизбежный результат аналитики; это выбор того, на каком поле фирма хочет играть и как ей, ввязавшись в игру, одержать победу.

Автор: Роджер Мартин

Сперва стратегия, а затем анализ

читайте также

«Никто даже не мог предположить, во что это выльется»

Юлия Фуколова

Как работает теория пяти конкурентных сил

Майкл Портер

Как заставить оппонента играть честно

Дэниел Канеман,  Макс Базерман

Обновление бизнес-модели: четыре пути

Гиротра Каран,  Нетесин Сергей

Люди, тяготеющие к стратегическому планированию, а также консалтинговые фирмы, склонны очень много анализировать. Мне кажется, что это неправильно. Разумеется, анализ очень важен, но в конце концов стратегическое планирование — творческий процесс.

Стратегия — это не неизбежный результат аналитики; это выбор того, на каком поле фирма хочет играть и как ей, ввязавшись в игру, одержать победу. На этот выбор должны повлиять знание конкретной отрасли и прогноз ее вероятного развития, клиентов и их возможных предпочтений, самой компании, ее потенциальных возможностей и структуры издержек, конкурентов, а также их возможных ответных ходов. Но предсказать такое количество факторов с помощью анализа просто невозможно, если только не упростить все компоненты этого процесса до такой степени, что весь этот набор фактов и цифр станет доступен для анализа, но одновременно с этим он не будет иметь никакого отношения к реальности. Такой подход гарантированно ведет к стратегическому провалу.

Чтобы выработать убедительную стратегию, надо начать с очерчивания территории, которую вы хотите захватить. Это акт воли и воображения. После того как выбор сделан, приходит время для анализа: выяснения конкретных шагов для того, чтобы попасть в желаемую точку и иметь возможность играть так, чтобы добиться победы.

Великие стратеги должны обладать двумя наборами личных качеств (эту мысль мне подсказала мой друг Хилари Остин). Один комплект, разумеется, — это то, что мы понимаем под анализом: умение разумно оперировать числовыми величинами. Это значит взять количественные данные и проделать с ними полезные действия, используя строго научные методы: регрессию, корреляцию, анализ вероятностей и т. п. Разумеется, это полезный навык — он необходим, но недостаточен как компонент для рождения стратегии.

Другой набор — это то, с помощью чего мы ведем за собой: понимание качественной стороны вещей. Это умение заметить и понять значение маленьких различий в характеристиках конкретных переменных. Например, это значит уметь постичь причины поведения клиентов, наблюдая за их действиями, взаимодействовать с ними новыми способами. И способность вообразить, что их сегодняшнее поведение может значить для будущего. Качественное понимание картины гораздо труднее измерить и отследить, оно кажется менее скрупулезным, чем анализ. Но если у стратега нет этой черты, его аналитическая мощь вообще не поможет.

Акцент, который стратеги делают на анализе, ставит телегу впереди лошади. Я занимаюсь стратегическим планированием уже более трех десятков лет и не могу назвать хотя бы одну по-настоящему убедительную стратегию, которая родилась только из анализа.

Читайте по теме: