Четыре типа неповоротливых организаций | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Четыре типа
неповоротливых организаций

Новая система измерения (и развития) потенциала адаптации

Авторы: Дэвид Мишелс , Кевин Мерфи

Четыре типа неповоротливых организаций
Фото: Kelsey McClellan

читайте также

Насколько вы (не)принципиальны?

Банаджи Мазарин,  Макс Базерман,  Чу Долли

Как дизайн вдохновляется пародией

Майкл Шрейдж

Где не воруют

Елена Евграфова

Как управлять людьми, которые умнее вас

Ребекка Найт

В Delta Air Lines не припомнят месяца, хоть отдаленно сравнимого с мартом 2020 года. Запрет полетов и коронавирусная паника уронили спрос на авиабилеты до отрицательных значений: их чаще сдавали, чем покупали. В низшей точке компания отменяла 85% своих рейсов. Даже теракты 11 сентября не вызвали подобного кризиса сбыта.

Беспрецедентные изменения требовали серьезного ответа. Через неделю после введения в США карантина компания Delta начала обзванивать корпоративных клиентов и туристов, спрашивая: что нам сделать, чтобы вы перестали бояться летать? Пассажиры отвечали, что им страшно сидеть рядом с незнакомыми людьми, даже если в салоне на всех надеты маски, все дезинфицируется и приток свежего воздуха усилен.

Руководство Delta поняло, что лучшим (хоть и весьма затратным) выходом будет отказаться от продажи мест между двумя соседями в ряду. В начале апреля 2020 года, когда генеральный директор Эд Бастиан принял это решение, самолеты и так летали полупустыми, поэтому реакция рынка стала заметна не сразу — но правление компании мыслило на перспективу.

По словам вице-президента Delta по ценообразованию и управлению доходами в странах Северной и Южной Америки Пола Балдони, первоочередной задачей было снять у людей чувство коронавирусной угрозы при перелетах — и в этот кризисный момент, и в дальнейшем. Поэтому Delta сохранила половинную загрузку на целый год, до 1 мая 2021-го: к этому времени, как полагало руководство компании, вакцинирование и спад заболеваемости снимут тревожность.

Авиакомпания приняла решение не продавать места между двумя соседями довольно оперативно. Но реализовать его было непросто. В истории компании нередко случались слияния и поглощения: они оставили свой след в виде существования множества разрозненных процессов и ИТ-систем. Лидеры понимали, насколько трудно будет внести изменения во все это наследие. Они составили список из 25—30 шагов: от перенастройки цифровых средств до извещения всех внутри и вне компании о новой практике. По мере проработки задач и вовлечения в процесс все новых уровней организации этот список разросся до нескольких сотен пунктов.

Например, чтобы исключить посадку на заблокированные места, всем дежурным у гейтов и стюардессам раздали ламинированные карточки с новыми правилами — и этот простой прием сработал! Со временем Delta перешла от срочных мер к системным сдвигам. «Мы начинаем с временных решений, — поясняет свой подход Балдони, — и далее ищем способы повысить их эффективность». Очень скоро компания начала встраивать новые правила во все технологические системы, что позволило автоматически определять лимит пассажиров для каждой модели самолетов. В итоге многие конкуренты последовали примеру Delta — правда, менее последовательно и буквально на несколько месяцев.

Стремительность реакции Delta на пандемию доказывает, что даже крупная и сложная организация способна быстро и существенно изменить многое. В четвертом квартале 2020 года за счет исключения серединных сидений у авиалинии было на 9% меньше доступных для покупки мест, чем у конкурентов, но ее выручка все равно на 12% превысила среднюю по трем основным соперникам (American Airlines, United Airlines и Southwest Airlines). Руководство поняло, что клиенты готовы платить за социальную дистанцию. Параллельно взлетел и индекс потребительской лояльности Delta: работа на перспективу принесла дивиденды.

Мораль: уметь меняться важно. Очень важно.

ИДЕЯ КОРОТКО

Проблема
В условиях стремительно меняющихся экономических условий компаниям важно понимать, насколько они готовы к переменам. Однако до сих пор измерить эту способность было трудно: просто не существовало эффективных инструментов.
Решение
Чтобы оценить этот параметр, авторы разработали систему, ранжирующую компании по девяти характеристикам. Оценки по каждой говорят о сильных и слабых сторонах и позволяют определить общую способность фирмы меняться.
Преимущества
Готовность к переменам коррелирует с успехом компании. Организации с высоким индексом способности к переменам более прибыльны, быстрее наращивают выручку, приносят больше дивидендов акционерам, а их сотрудники выше ценят своих лидеров и корпоративную культуру и сильнее вовлечены.

Как оценить свою способность меняться?

Мы постоянно общаемся с руководителями компаний всего мира — и о чем бы мы ни заговорили, в итоге все ведет к обсуждению перемен. Наши собеседники — умудренные опытом профессионалы, эксперты в своей области, глубоко разбирающиеся в специфике своих рынков и, как правило, блестяще образованные в сфере менеджмента. Однако нынешний деловой мир меняется столь быстро и непредсказуемо, что даже эти люди теряются. Понятно, что нужны перемены. Но насколько серьезные? Насколько быстрые? Насколько устойчивые? Да и вообще — какие?

Наш опыт свидетельствует: компании не могут получить ответ на подобные вопросы, если не знают, насколько они готовы меняться. Этот параметр считается сложным — долгое время не было эффективных инструментов его оценки. Перефразируя известную мудрость: что нельзя измерить, с тем непонятно, как работать.

Два года назад в ответ на все громче звучавший запрос мы начали разработку системы, которая бы помогла компаниям измерить свою способность к изменениям. В успех проекта верили не все. Сама постановка вопроса казалась бессмысленной, даже нелепой. С какой меркой подойти к столь нематериальному и неуловимому качеству, как готовность лечь на новый курс? Но чем больше мы размышляли, тем больше убеждались, что решать вопрос надо. В конце концов, бизнес научился измерять многое из того, что когда-то казалось неуловимым. Пару десятилетий назад мы не знали, как оценить потребительскую лояльность. А потом на страницах этого же журнала наш коллега из компании Bain Фредерик Райхельд представил Net Promoter System. Сегодня индекс NPS — общепринятый барометр и важный элемент отчета перед инвесторами. Именно он подсказал нам, как измерить способность меняться: наша система в чем-то схожа с NPS.

Мы посвятили более 10 лет анализу корпоративных проектов изменений, отмечая, какие программы оказались успешными и какие нет. Удалось выявить девять характеристик организации, которые влияют на ее подвижность. Это предназначение, устремленность и связанность команд (факторы руководства переменами); мощность, скоординированность и масштабирование (факторы ускорения перемен); развитие, активность и гибкость (факторы управления изменениями). Delta Air Lines обладает качествами из всех трех групп, что помогло ей среагировать на кризис лучше, чем конкурентам. Особенно сильные ее стороны — предназначение, связанность и активность.

Чтобы определить потенциал фирмы к изменениям, надо провести анкетирование ее сотрудников, попросив их дать оценки утверждениям, относящимся к каждой из девяти черт. Ответы обобщаются в единый индекс способности меняться, который можно сравнивать с данными конкурентов и других компаний. При разработке системы мы опросили почти 2 тыс. сотрудников 37 крупных глобальных организаций из разных отраслей. Оказалось, что способность меняться довольно точно коррелирует с успехом фирмы. Компании верхнего квартиля индекса вдвое прибыльнее, чем нижнего. Верхняя половина наращивает выручку в рамках отрасли едва ли не втрое быстрее нижней. Переходя в следующий дециль индекса (скажем, от 51—60% к 61—70%), мы видим рост маржинальности на 150 базисных пунктов и повышение суммарного дохода акционеров на более чем 250 базисных пунктов. Кроме того, сотрудники компаний из верхнего квартиля индекса более заинтересованы в своем деле и вовлечены в работу, существенно выше ценят своих лидеров и корпоративную культуру. Наши данные по лидерству, культуре, заинтересованности и вовлеченности в ­фирмах соотносятся с данными сайта с отзывами сотрудников о компании Glassdoor.

Полученные результаты убедили нас: умение меняться — ценный показатель, за которым компаниям стоит следить. Изучив свою готовность к переменам, они смогут определить собственные сильные и слабые стороны, понять свое положение относительно конкурентов и выработать конкретные планы по развитию навыков, необходимых для проведения изменений.

Четыре основных типа

У каждой компании свое неповторимое сочетание факторов, определяющих способность к изменению. Но мы убедились, что большинство организаций подпадают под четыре основных типа: «в поисках цели», «косность и скепсис», «вместе, но в шорах» и «как белка в колесе». У каждого типа свои симптомы, для каждого — свои лекарства.

В поисках цели. Сюда относятся 37% изученных нами компаний. Их сильная сторона — энергичность. Они деятельны и многого добились. Здесь полно новаторов, сотрудники готовы брать на себя ответственность. Но им, словно мальчишкам на футбольном поле, кажется, что главное — самому завладеть мячом. Чаще всего эта группа слаба в областях предназначения, устремленности и связанности.

Чтобы скорректировать подход к игре, лидер должен смотреть на ситуацию в целом и сопрягать все действия игроков с целями и стратегией компании. Важно наметить задачи на несколько лет, а затем последовательно разъяснять, как именно вы и ваша компания будете их решать. Единое понимание предназначения сплачивает коллектив. Полезно выделить главные инициативы и поручить их эджайл-командам, объединяющим людей из разных сфер деятельности, отделов и подразделений организации. Не бойтесь жестко расставлять приоритеты: чтобы сохранить фокус на лучших инициативах, придется сказать «нет» каким-то другим — пусть и очень хорошим.

Delta в наше время бурных перемен удалось направить общее желание действовать в нужное русло, сосредоточившись на факторах предназначения и связанности. В условиях падения интереса к полетам компания ускорила реализацию ряда проектов по реновации аэропортов и сейчас уже на 18 месяцев обгоняет план по самому крупному из них, с общей суммой инвестиций в $1,9 млрд, — это ремонт и соединение между собой двух терминалов международного аэропорта Лос-Анджелеса. Чтобы ускорить строительные работы, нужно было полностью закрыть один терминал, и руководство Delta вместе с сотрудниками аэропортовских служб должно было просчитать все последствия этого шага — от изменения маршрутов автобусов до корректировки штата. Руководство терпеливо рассказывало подчиненным о плюсах новых технологий и о повышении комфорта пассажиров. Чтобы сотрудники ощущали себя участниками важного дела, Delta (которая, в отличие от большинства авиакомпаний, сама руководит своими строительными проектами) попросила всех — от персонала аэропорта до пилотов — лично расписаться на балке, которую потом установили над новым входом в терминал. «Так мы все стали частью проекта, — вспоминает Марк Пирсон, вице-президент Delta по корпоративной недвижимости. — Обычно людям не нравятся перемены. Поэтому чем больше вы их заинтересовали улучшением сервиса, новым прекрасным терминалом, общим делом — тем лучше».

Косность и скепсис. К этому типу относятся 20% компаний нашей выборки. У них много хороших идей, есть истории успеха — но перемены часто застревают на локальном уровне. Нередко они берутся за дело, не оценив его масштабов. Их слабости лежат в сферах связанности, масштабирования и активности. Инновации здесь буксуют и не проникают во все уголки организации. Отсюда недовольство сотрудников: столько старались — а толку ноль? Недостижение результата воспринимается как несправедливость. Возникает скепсис, а то и безнадега.

Ни один лидер не способен в одиночку вытащить компанию из этого болота. Чтобы чего-то добиться, надо разжечь в людях энтузиазм — а для начала убедить их в принципиальной возможности успеха. Хороший способ быстро поднять дух и энергию коллектива — маленькие победы в кратчайшие сроки. Несколько лет назад в подобной ситуации оказался генеральный директор одной из крупнейших транспортно-логистических компаний мира. После года упорного труда над стратегической трансформацией в условиях жесткой конкуренции с изначально цифровыми соперниками он заметил, что темпы перемен снижаются. Неприятный факт, ведь работы оставалось еще очень много, а команда гендиректора не могла заставить сотрудников двигаться к цели быстрее. В высококонкурентной отрасли с угрозой коммодитизации сотрудники клиентских подразделений были погружены в каждодневную рутину и не умели взглянуть на дело шире, стратегически.

После долгих дискуссий лидеры компании попробовали нестандартный для нее подход. Они собрали 40 влиятельных и уважаемых руководителей со всей компании в европейской штаб-квартире и поручили им написать общую для всех историю о будущем организации — ее цели и смысле существования — и указать, что предстоит поменять и как это сделать.

Два дня спустя был готов текст, под которым мог подписаться каждый из сорока авторов. В нем ставились задачи эмоционального порядка — он создавал чувство сопричастности и предназначения на всех уровнях, заставлял сотрудников вспомнить об их любви к своей профессии, взращивал культуру заботы, скромности и чести. 40 лидеров вернулись в свои кабинеты по всему миру вдохновленными: они стали единомышленниками. Им удалось подстегнуть новую фазу трансформации компании, в том числе создав мощный акцент на аналитике данных и искусственном интеллекте как средствах повышения эффективности использования ресурсов, снижения энергопотребления, прогнозирования и планирования ремонта оборудования.

Вместе, но в шорах. Этот тип объединяет 24% наших компаний. Их сильные стороны: сотрудники отлично работают в команде, сплочены и едины в своих устремлениях. Первые успехи подняли планку их ожиданий, но затем они столкнулись с серьезными преградами. Часто в таких компаниях нет специалистов по управлению масштабными переменами, способных справиться с неизбежным валом осложнений. Представьте, что вы бежите дистанцию по колено в трясине. Каждый шаг требует больше сил, чем предыдущий, в итоге вы теряете надежду добежать. Слабые стороны этих компаний лежат в сферах связанности, независимости и развития.

Чтобы справиться с этими недостатками, выявите узкие места в совокупных навыках и работайте над тем, чтобы их расшить. Возможно, для этого придется пересмотреть приоритеты и добавить в нужные точки необходимые ресурсы. Среди прочего, важно по всей организации закрыть прорехи отсутствующих компетенций (привлечь новые кадры и развить старые).

Развитие талантов сыграло важную роль в жизни Worley — международной компании, предоставляющей профессиональные услуги по проектам и активам в энергетической, химической и добывающей промышленности. За предыдущие 6 лет компания решила ряд серьезных задач и получила опыт управления переменами, но когда на рынке нефти образовалось перепроизводство (на фоне экономического замедления), она почувствовала трудности. Между серединой 2014-го и началом 2016 года цена нефти упала на 70%. Многие заказчики (и значительная часть выручки) Worley зависели от цены на нефть, поэтому кризис заставил компанию провести серьезную реструктуризацию.

По словам гендиректора Криса Эштона, обстоятельства вызвали к жизни команду по трансформации — в нее собрали лучших специалистов, умеющих быстро осваивать новое и вовлекать в процесс всех вокруг. Многие из них были восходящими звездами, поэтому их не хотели отпускать из отделов, в которых они трудились. Но выбора не было: ситуация требовала действий. Новая команда выстроила стратегию по выходу из кризиса и помогла Worley пережить шок. Для ее участников проект стал отличной возможностью для роста, считает Фрэнсис Макнифф, директор по переходу и изменениям: проведенное в команде время стало их карьерным трамплином. Они вернулись на прежние места с новыми связями по всей организации и быстро стали эффективными проводниками стратегии.

В 2019 году после слияния с энергетическим, химическим и добывающим дивизионом Jacobs Engineering Group Worley поступила примерно так же: собрала команду, способную обеспечить успешную интеграцию. Но уже в следующем 2020 году прилетели сразу два «черных лебедя»: COVID-19 и новый крах нефтяного рынка. «Пришлось снова вскочить в седло», — вспоминает Михаэла Карпо, участница новой трансформационной команды. Первым заданием для команды стал практически одномоментный перевод 45 тыс. человек на полнофункциональную работу из дома. Карпо, ныне директор Worley по управлению проектами и инновациям, накопила уверенность в своих силах в ходе предыдущих проектов преобразований. «Случись пандемия и падение нефти несколько лет назад, — говорит она, — не факт, что мы сумели бы мобилизовать всех так быстро и сообразить, что делать и на какие рычаги жать. Последние несколько лет нас закалили».

За последнее время Worley провела по всему миру 70 структурированных сессий, в которых поучаствовало более тысячи сотрудников — от отделов техподдержки до исследователей и руководителей. Это помогло сформулировать и утвердить общие цели и ценности для всей компании. В ходе сессий 20—25 человек по три часа обсуждали, ради чего они работают, какие видят возможности развития фирмы, какие действия кажутся им ключом к успеху и в чем они видят ключевые преимущества Worley. В нескольких сессиях участвовала Карен Собел — президент группы Worley по Северной и Южной Америке. Она вспоминает, как во время встречи на крупном производстве в Норвегии люди увлеченно дискутировали, перемежая норвежский и английский: «Они рассказывали свои истории и делились видением будущего компании».

Семинары породили огромные массивы данных, которые удалось обобщить, сформулировав миссию «Создавать более устойчивый мир» и четыре корпоративных ценности. По словам Эштона, все — «от новичков до старичков» — согласились с выбором вектора развития, а в процессе получили ценное ощущение единства. Обретенная цель, утверждает он, стала «мощным стимулом для изменений».

Как белка в колесе. 19% исследованных нами компаний попали в эту категорию. Их состояние — как у команды велосипедистов на Тур де Франс, начавшей изнурительную многоэтапную гонку. Каждый день ей нужно перестраиваться под новый ландшафт, непредсказуемую погоду и тактику соперников. Приходится планировать действия команды, поддерживать друг друга и даже чем-то жертвовать ради товарищей. Все они — спортсмены высшего класса, их фиксация на единой цели и действиях не раз приводили к победе. Гонка продолжается, усталость накапливается, все важнее становится умение адаптироваться. Но это выходит плохо: недостает скоординированности, масштабирования и гибкости. Когда-то единство предназначения помогало, а теперь мешает.

Компании из этой категории должны научиться предвидеть, что их ждет, и быстро менять планы. Чтобы ускорить трансформацию, им сначала надо изучить себя. Не пора ли сменить стратегическое направление? Если да, то надо заново расставить приоритеты и распределить ресурсы, чтобы подготовиться к новому этапу гонки.

Семь лет назад такую трансформацию начала компания Assurant. В 2014 году это был страховой холдинг — конгломерат из независимых фирм, приобретенных бывшей материнской компанией из Нидерландов за несколько десятилетий. У каждого подразделения был свой глава и свои директора по финансам, ИТ, кадрам, маркетингу, продажам и операциям. Филиалы были столь разобщены, что в 2015 году, когда вновь назначенный генеральный директор Алан Колберг приехал в Атланту, чтобы встретиться с главами трех входящих в Assurant фирм, оказалось, что, работая в одном офисном здании, эти люди ранее никогда не встречались.

Вскоре после этого стало ясно, что направление медицинского страхования (старейшее в портфеле компании, оказавшееся в кризисе из-за рыночных изменений в связи с Законом о доступном медицинском обслуживании) работает по устаревшей бизнес-модели. Колберг и совет директоров воспользовались возможностью радикально изменить компанию. С тех пор Assurant покинула 3 из 4 сегментов, в которых работала, сделала ряд серьезных приобретений и централизовала ряд функций. «Изменения идут непрерывно», — утверждает Кит Деммингс, проработавший в компании 24 года (он сменит Колберга на посту в конце 2021 года).

Постоянные перемены ставили перед Assurant множество вопросов, поэтому ее руководство изо всех сил старается донести стратегию до сотрудников и убедить их, что светлые перспективы компании будут означать и светлое будущее для них. Сегодня на совещаниях половину времени отводят на ответы на вопросы, а правление постоянно следит, не слишком ли люди перегружены изменениями. «Я регулярно оглядываюсь, — поясняет Франческа Люти, глава административного отдела Assurant, — и спрашиваю себя: успеваем ли мы за переменами? Все происходит так быстро и интенсивно. Да, появляются новые возможности, чтобы расти и проявлять себя, но воспринимают ли их люди и не снесет ли нас шквал изменений?» За время гендиректорства Колберга его усилия по сдвигу операционной модели помогли увеличить суммарный доход акционеров Assurant с 10,1 до 14,6%.

По мнению Люти, за последние годы Assurant нарастила новые мышцы и обрела гибкость — и в результате сейчас она как никогда готова проводить изменения. Компания открыта новому и умеет учиться на прежних ошибках. Уже тысячу сотрудников обучили принципам эджайл-управления ИТ; организация стала активнее фокусироваться на клиентах, инновациях, тестировании и новых навыках.

КАКОВЫ ВАШИ СПОСОБНОСТИ К ПЕРЕМЕНАМ?

Чтобы лучше понять, к какому типу относится ваша организация, ответьте на несколько вопросов.

В поисках цели

• Понимает ли коллектив, куда идет компания?

• Есть ли среди сотрудников разногласия о направлении развития?

• Есть ли ощущение разобщенности усилий?

Косность и скепсис

• Идеи сотрудников остаются у сотрудников?

• Люди чувствуют себя изолированными?

• Результатов приходится ждать слишком долго?

Вместе, но в шорах

• Шаги даются тяжело, словно вы бредете по болоту?

• Боитесь, что для нужного результата недостает талантов?

• Не хватает рук, и приходится браться за все подряд?

Как белка в колесе

• Все отделы измотаны работой?

• Проигрываете, просто потому что выдохлись?

• Не успеваете принимать решения и адаптировать действия к новым условиям?

Что делать прямо сейчас

Мы живем в необычайное время, которое ставит перед нами как лидерами задачу адаптировать бизнес под процветание в условиях непредсказуемых и ускоряющихся перемен. Как же развить в компании умение меняться?

1. Соберите факты. Многие компании и руководители блуждают во тьме, не понимая, чего бояться. Займитесь анализом, определите свою базовую способность меняться и свое положение в этом плане относительно конкурентов. Определите конкретно, что можно и нужно улучшить. Сделать немножко, но сейчас лучше, чем много, но потом. Пробуйте, извлекайте уроки и пробуйте снова — вспомните, как Delta внедряла половинную загрузку салона.

2. Исправьте процессы. Подходите к текущим и будущим изменениям не как к отдельным проектам, а как к перестройке организации — так, как это делала Assurant, превращаясь из разрозненной группы независимых операторов в стройную компанию с общим будущим. Рассматривайте эти перемены как приоритет и активно инвестируйте в нужные для устойчивого успеха наработки.

3. Мобилизуйте лидеров. Преобразования — лучшая школа для нового поколения лидеров. Если вы хотите разрушить прежние стереотипы, внедрить новые подходы и развить способность меняться, вам предстоит большая работа. Надо скоординировать усилия команд, выработать общие цели и расписать план действий. Именно в этих направлениях работали 40 руководителей логистической компании на европейском выезде.

Сегодня, как никогда прежде, компаниям важно измерять, анализировать и наращивать свое умение меняться. В этом могут помочь изложенные в нашей статье идеи. Проанализировав и развив свою способность к переменам, вы выстроите более гибкую и прочную организацию, готовую к упорной конкуренции.