Новая корпоративная «кухня» | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Новая
корпоративная «кухня»

О том, где сейчас процветает самое новаторское и революционное мышление.

Автор: Энтони Скотт

Новая корпоративная «кухня»

читайте также

Как помогать, не опекая

Джулианна Пиллемер,  Колин Фишер,  Тереза Амабиле

«Мы тут стратегии разрабатываем, а похоронные венки уже вынесли»

Марина Иванющенкова,  Юлия Фуколова

Как «подружить» маркетологов со специалистами по продажам

Андрис А. Золтнерс,  Прабхакант Синха,  Салли Лоример

«Зеленое» решение для рынка

Хайдари Джек

Вот вам задачка на скорость: быстро перечислите крупные компании, которые за последние пару десятков лет выпустили новинки, изменившие мир. Только Apple. Считается, что в большинстве своем компании слишком велики и неповоротливы для инноваций, диктующих новые правила игры. Другое дело, думаем мы, — делающие деньги предприниматели, все эти Гейтсы, Цукерберги, Пейджи, Брины. С появлением таких проворных, азартных, пользующихся поддержкой венчурного капитала бизнесменов неспешная инновационная деятельность крупных компаний кажется старомодной — во всяком случае, она ограничивается постепенным совершенствованием продуктов. Но изобретательность Apple — не аномалия; она — показатель кардинального сдвига в сфере инноваций. Революция, начатая когда-то с легкой руки венчурных капиталистов, создала новые условия: благодаря масштабу крупные компании могут не держать больше новаторскую мысль на привязи, а выпустить ее на волю.

Такой сдвиг обусловлен тремя тенденциями. Во-первых, инновационная деятельность упрощается и дешевеет, а значит, стартапы сталкиваются с теми же проблемами сиюминутного характера, из-за которых в крупных компаниях затормозилась инновационная работа. Только перед молодой компанией замаячит успех, как появляются десятки подражателей и начинают путаться у нее под ногами. Во-вторых, крупные компании, пытаясь копировать стратегию новичков, переходят на принципы так называемой открытой инновации, укорачивают вертикаль власти и начинают по-предпринимательски подходить к своим профессиональным возможностям. В-тре­тьих, хотя новаторство всегда было нацелено на создание новых продуктов и услуг, сейчас оно уже предполагает и изобретение бизнес-моделей, в которых ставка делается на неповторимые умения крупных компаний.

Все еще только начинается, но, судя по всему, мы вступаем в новую эпоху инновационной деятельности, когда отдельные люди с предпринимательской жилкой, эти проводники, или «катализаторы» изменений, работая в крупных компаниях и пользуясь их ресурсами, ­масштабом и маневренностью, находят уникальные решения мировых проблем. Компании вторглись на территорию, которая прежде была вотчиной предпринимателей, НКО и властей: это и снабжение развивающихся стран питьевой водой, предоставление им новейших медицинских и сельскохозяйственных технологий; и решения в сфере энергетики, транспорта, в том числе общественного, и борьба с преступностью в крупнейших городах мира. Прежде чем исследовать, как «катализаторы» подводят свои компании к такого рода изобретениям, важно понять, что мы размениваем уже четвертую по счету инновационную эпоху.

Краткая история изобретательства.

Первая эпоха инновационной деятельно­сти — время изобретателей-одиночек — продолжалась большую часть истории человечества. Иногда, стремясь в полной мере исследовать потенциал своих идей, изобретатели примыкали к компаниям или открывали собственные, но основная масса эпохальных новшеств, появившихся примерно до 1915 года, тесно связана с именами конкретных изобретателей: печатный станок Гутенберга, хлопкоочистительная машина Уитни, лампочка Эдисона, самолет братьев Райт, сборочный конвейер Форда (не только технология, но и бизнес-модель).

Сто лет назад, когда был усовершенствован сборочный конвейер, сложность и издержки изобретательства начали расти, и заниматься им в одиночку стало трудно. Тогда знамя подхва­тили компании. Их сильной стороной были долгосрочное планирование и дееспособный управленческий аппарат, что позволяло многим организациям преуспевать на ниве экспериментирования. То есть герои второй эпохи изобретательства трудились в корпоративных лабораториях, а корпорации, некогда эксплуатировавшие изобретателей, превратились в кузницу научно-технических кадров.

В их лабораториях появились на свет многие коммерческие изобретения по­следних 60 лет: уникальные материалы DuPont (в том числе нейлон), бренды Crest, Pampers и Tide компании Procter & Gamble; самолет-разведчик U-2 и реактивный истребитель SR-71 Blackbird знаменитого секретного подразделения Skunk Works компании Lockheed Martin. Предпосылки для третьей эпохи появились в конце 1950-х — начале 1960-х: компании становились слишком забюрократизированными и громоздкими, чтобы вести исследования на передних рубежах знаний.

Неукротимому индивидуализму родившихся после Второй ми­ро­вой войны противостоял набирающий силу иерархический принцип организации корпоративного управления. Изобретатели начали уходить из компаний, объединяться с единомышленниками и создавать свои предприятия. Но, чтобы заниматься изобретательством, бунтовщикам нужны были новые формы финансирования. И тогда благодаря венчурному капиталу появились быстро­растущие инновационные стартапы. Первым публичным венчурным фондом была American Research and Development Corporation, основанная генералом Джорджем Дорио. В 1957 году корпорация вложила в Digital Equipment Corporation $77 тысяч, и эта сумма к 1968 году, когда DEC стала публичной, соответствовала уже $355 млн. Третья эпоха вступила в свои права в 1970-х, с появлением венчурных фондов Kleiner Perkins Caufield & Byers и Sequoia Capital. Подобные организации способствовали созданию Apple, Microsoft, Cisco Systems, Amazon, Facebook и Google. В крупных компаниях изобретателям жить стало труднее: рынки капитала сильнее ориентировались на краткосрочные результаты.

Благодаря новым технологиям и ­глобализации мировых рынков резко ускорился научно-технический прогресс. По некоторым оценкам, за по­следние 50 лет продолжительность жизни корпорации сократился почти на 50%. Еще в 2000 году Microsoft была непотопляемым монополистом, Apple довольствовалась периферией компьютерного рынка, учредитель Facebook Марк Цукерберг учился в Академии Филлипс Экзетер, а Google была технологией без бизнес-модели. Головокружительными темпами мы примчались к четвертой эпохе — эпохе корпоративных предпринимателей, способных перевернуть мир. Если изобретения, характерные для первых трех эпох, были, как правило, связаны с новыми технологиями, то инноваторы четвертой эпохи, вероятно, сосредоточатся на бизнес-моделях. С 1997 по 2007 год более половины компаний из списка Fortune 500 не проработали и 25 лет (в их числе Amazon, Starbucks, AutoNation) — именно они изобрели новые бизнес-модели. Сейчас вводить новшества просто, значит, настало идеальное время для создания нового бизнеса. Cуществует множество дешевых или даже бесплатных онлайновых технологий, а в придачу — теснейшим образом связанных рынков, так что возможности для инновационной дея­тельности есть у всех, а идеи быстро распространяются. Судя по примеру бизнес-инкубатора Y Combinator и его подражателей, часто, чтобы запустить предприятие, достаточно $25 тысяч. Спонсоры вроде Y Combinator, которые вступают в игру, когда есть только идея бизнеса, дали путевку в жизнь таким многообещающим стартапам, как Dropbox, Airbnb, Xobni, Scribd, Hipmunk и т.д. Но простота и высокий темп инноватор­ства, которые играют на руку предпринимателям, могут обернуться и против них.

Раньше, хотя на быстрорастущие рынки слетались толпы игроков, конкуренция была не столь ожесточенной и у стартапов оставалось время на создание уникальных, трудно копируемых активов. Замешкавшиеся компании закрывались, а их руководители пополняли рынок труда. Сейчас же у молодых компаний остаются доли секунды, чтобы перевести дух и порадоваться первому успеху, а потом надо бороться с подражателями, в том числе за кадры. Взять рынок ежедневных распродаж. По некоторым подсчетам, выручка сервиса Groupon достигла $1 млрд в рекордные сроки. Но мгновенно появились десятки подражателей, и сервису пришлось защищаться. А сегодня более низкие постоянные затраты означают, что имитаторы могут продержаться на плаву довольно долго. Groupon может заставить их отступить, но в условиях гиперконкуренции, отягощенной сокращением цикла разработки новинок, стартапам труднее добиваться долгого конкурентного преимущества. Иными словами, снижается их устойчивость к тем же болезням рынка капитала, которые донимают крупные компании, — только они лишаются иммунитета еще до того, как успевают создать рассчитанные на многие годы корпоративные активы.

Программа Healthy Heart

Компания Medtronic, взявшись за программу Healthy Heart for all («Здоровое сердце — каждому»), оказалась в выигрышных условиях. Medtronic была основана в конце 1940-х, и сейчас она — крупнейший производитель медицин­ского оборудования с оборотом $16 млрд. Цель программы Healthy Heart — обеспечить кардио­стимуляторами сотни тысяч жителей Индии. В конце 2010 года, побывав в The Mission Hospital (TMH) в Дургапуре, я увидел реальное воплощение инновационной бизнес-модели Medtronic. Разрабатывая для TMH новые прин­ципы обслуживания малоимущих пациентов, Medtronic учитывала новаторские модели индийского здравоохранения, например, глазных больниц Aravind с доступным лечением катаракты. В Индии плохо обстоят дела с выявлением сердечной недостаточности, и Medtronic организовала диагностические центры. Я видел один из них в индийской деревне: с помощью недорогих электрокардиографов лаборанты обследовали десятки людей и по мобильным устройствам отправляли ЭКГ за сотни миль на расшифровку врачам.

Страхование еще не получило в Индии широкого распространения, поэтому Medtronic пришлось думать, как удешевить кардиостимулятор. Она начала работу с местным партнером над созданием первого в Индии финансового плана для медицинского оборудования. Чтобы выйти на прежде недосягаемые для нее рынки, Medtronic воспользовалась чужими новатор­скими бизнес-моделями, в том числе Vodafone (сервис мобильных платежей M-Pesa для жителей Африки), Dow Corning (сайт Xiameter для заказов через интернет) и Hilti (программа «Сервис на всю жизнь»). В рамках Healthy Heart было установлено пока 50 кардиостимуляторов, но уже ясно, что у модели большое будущее. Теперь Medtronic планирует охватить своей программой всю Индию, а затем и другие развивающиеся страны. Компания быстро займет место на их рынках благодаря разработке недорогих технологий.

Решившийся конкурировать с Medtronic старт­ап мог бы воспользоваться ее идеями: организовать диагностические центры, составить финансовый план. Но ему пришлось бы либо разрабатывать собственный кардиостимулятор и добиваться официального разрешения (на что ушли бы годы, если не десятилетия), либо объединяться с существующим производителем. Он вынужден был бы добиваться встреч с мест­ными врачами, которые уже сотрудничают с Medtronic. И, конечно, учиться работать в Индии, что очень непросто. У предпринимателей нет таких возможностей, связей, опыта, знаний и ресурсов, какими располагает Medtronic. История Medtronic — типичная для четвертой эпохи инноваторства. Мы видим характерный для третьей эпохи предпринимательский подход стартапа, поддержанного венчурным капиталом и обладающего уникальными возможностями и умениями, которые корпоративные лаборатории приобретали во вторую эпоху.

Да, в крупных компаниях царит бюрократия, но у них, в отличие от новичков, есть трудновоспроизводимые преимущества (см. врезку «В чем преимущество крупных компаний?»). Научившись узнавать характерные черты четвертой эпохи, вы повсюду начнете видеть ее проявления. Если бы в 2007 году вы попытались угадать, кто станет лидером на рынке электронных книг, вряд ли бы вы назвали Amazon (Kindle) или Barnes & Noble (Nook), ведь у них не было опыта по части создания электронных устройств. Зато были уникальные каналы сбыта. Легкий доступ к чужим изобретениям, который сейчас расширяет возможности предпринимателей, помог и этим крупным компаниям, позволив им разработать устройства менее, чем за 2 года. Новый бизнес оказался для них исключительно выгодным. И это не единственные примеры — есть еще Android Google, TelePresence компании Cisco, Nespresso Nestle, Dry Cleaners компании Tide, Kinect компании Microsoft и др.

Роль корпоративного «катализатора»

Компании, которые, добиваясь маневренно­сти, рассредоточивают свою стратегическую и инновационную деятельность, оказываются привлекательными для «катализаторов» — целеустремленных лидеров, способных привлечь и объединить обычно неподвластные им корпоративные ресурсы. Они формируют сети и коалиции в компании и вне ее; они мечтают решать глобальные проблемы. Если бы не «катализатор» из Medtronic Кейн Монсон, инициативы Health Heart не было бы и в помине. В 2008 году глава международного подразделения Medtronic поручил ему разработать бизнес-модель, которая бы способствовала расширению присутствия компании в Индии. Монсон приступил к делу, не имея ни одного подчиненного. Он нашел сторонников в индийском филиале Medtronic и, чтобы подготовить почву для масштабного инвестирования, стал сотрудничать с представителями других организаций, в том числе с Дэвидом Грином из Ashoka — компании, поддерживающей социальных предпринимателей. Он с самого начала привлекал к работе внешних партнеров, рассказывая руководству о конкретных пациентах, которым могла бы помочь Medtronic. (Человек идеи, Монсон так вдохновился своей работой в Индии, что создал отдельную некоммерческую организацию Elevita — при ее посредничестве потребители из развитых стран могут приобретать изделия мастеров из стран развивающихся.) Уже в начале проекта Монсон завоевал симпатии и поддержку местных топ-менеджеров, в частности, Милинда Шаха, главы представительства Medtronic в Индии, и Шамика Дасгупты, руководителя регионального подразделения Medtronic, производящего кардиостимуляторы и дефибрилляторы.

Оба они сыграли исключительно важную роль в разработке, обеспечении персоналом и запуске пилотной программы, а также в дальнейшем ее расширении. Проект Medtronic, как и другие инновации четвертой эпохи, показывает, сколь громадными и уникальными возможностями располагают крупные компании для решения мировых социальных проблем: голода, доступа к медицине и образованию, здоровой экологии. Это не единичные проявления социальной ответственности бизнеса, а стратегические ­инициативы, направленные на создание прибыльных предприятий, способных сделать мир лучше.

Система очистки воды Unilever

В Unilever, чья продукция создается в 100 странах, а продается в 190, все чаще объединяют корпоративные задачи с социальными. В 2010 году компания приняла план, цель которого — наполовину уменьшить парниковый эффект от своей продукции, наладить экологичное снабжение сельскохозяйственным сырьем и улучшить жизнь миллиарда с лишним людей. Одна из частей этого плана — Pureit, предприятие, которое специализируется на системах очистки воды. Его курирует Юри Джейн, вице-президент, возглавляющий глобальные «водные» инициативы компании. По всей Земле, особенно в развивающихся странах, людям не хватает чистой питьевой воды. Как показывают исследования, достаточно недорогих мер для очистки воды, и опасность смертельных диарейных заболеваний уменьшается на 50%. Однако многим потребителям, скажем, в Бангладеш и Индии, доступен всего один вариант очистки воды — кипячение.

Это стоит дорого, занимает время, не предотвращает повторного заражения и истощает запасы топлива. По словам Джейн, его участие в Pureit началось более десяти лет назад с «подготовки первого слайда PowerPoint» о предприятии. «Мы жили в Индии и видели тамошние проблемы с питьевой водой, — вспоминает он. — Масштаб решений, предлагаемых местными властями и НКО, оставался ограниченным». И вот проблемой занялась группа Джейна. Спустя несколько лет появился первый вариант решения — увы, непомерно дорогой. Проект оказался под угрозой. Но команда, руководство и акционеры не стали жертвовать качеством ради снижения издержек. И в конце концов 100 научных сотрудников Unilever из разных стран, соединив усилия, решили проблему. «Такое, по-моему, под силу только корпорации», — говорит Джейн. Pureit состоит из сетки, угольного фильтра, устройства, убивающего бактерии, и конечного фильтра, удаляющего остаточные примеси.

Система производит чистую питьевую воду по цене всего полцента за литр. Pureit не нужно включать в электросеть и подключать к водопроводу, это устройство легко умещается в небольших кухнях. Когда ресурс сменного фильтра истощается, Pureit автоматически отключается, избавляя владельцев от опасности использования нестерилизованной воды. Устройство запустили в производство в Ченнаи в 2004 году и благодаря налаженной Unilever дистрибуции стали его продавать сразу по всей стране. Джейн, как и Монсон из Medtronic, нашел заинтересованных лиц вне своей компании, и они помогли вывести инновацию на рынок. В судьбе Pureit приняли участие НКО, которые помогли оснастить новым фильтром школы и бедные дома. «Ситуация, когда вас — всего несколько человек, а перед вами стоит задача защитить 500 миллионов жизней, мобилизует, говорит Джейн. — Вы начинаете с чистого листа, с вопроса «Как лучше всего это сделать?», и понимаете, что без помощи партнеров и сообщества многого не добиться». Unilever тесно сотрудничает и с Программой развития деревень — организацией, которая помогает женщинам получать небольшие кредиты на покупку инструментов для работы и товаров для охраны здоровья, к которым относится и Pureit. К началу 2012 года Unilever продала несколько миллионов устройств. По ее оценкам, воду, отфильтрованную при помощи системы Pureit, пьют 35 миллионов человек. К 2020 году компания рассчитывает увеличить это число более чем в 10 раз, создав многомиллиардный бизнес.

Высокие урожаи с Syngenta

В 1980-х некоторые крупные производители освоили расфасовку в небольшие упаковки («пакетики»). Это рассчитано на бедных покупателей, которые приобретают разовые порции продукта, — шампуня, например. Впоследствии эта модель вдохновила «катализатора» из агро­промышленного гиганта Syngenta на создание инновационного способа борьбы с голодом. Компании Syngenta появилась в 2000 году в результате слияния Novartis Agribusiness и Zeneca Agrochemicals и сыграла решающую роль в повышении урожайности сельского хозяйства во всем мире. Хотя работа компании была ориентирована преимущественно на крупные фирмы, недавно Syngenta предприняла ряд инициатив, адресатами которых стали мелкие фермеры. Компания рассудила так: если повысить производительность 500 миллионов мелких ферм во всем мире, это может принести колоссальные гуманитарные и финансовые дивиденды. К примеру, в одной только Кении 4 млн мелких фермеров выращивают 80% местной сельскохозяйственной продукции. Многие из них едва сводят концы с концами.

Столь крупный рынок привлек Syngenta, куда в 2005 году пришел Ник Мусиока: его переманили из Reckitt Benckiser, британской компании-гиганта, торгующей товарами массового спроса, где он работал над пестицидом Mortein Doom. Мусиоке поручили возглавить инициативу, связанную с мелкими фермерами. Возможность вступить в бой с такой грандиозной проблемой настолько его вдохновила, что он стал «катализатором» в совершенно новой для себя отрасли. Мусиока и его группа придумали программу, которая получила название Uwezo (что на суахили означает «средство»). Программа использует модель порционного распространения; цель ее — снабжать мелких фермеров доступными по цене, дозированными химикатами для защиты растений — теми же самыми, которые продавали крупным фермам. Фермерам оставалось только высыпать содержимое пакетика в 20 л воды, опрыскать и радоваться тому, что нет больше проблем с дозировкой и перерасходом. Мусиока быстро понял, что снижение цены решает проблему лишь отчасти. Требовалась еще и просветительская работа. Он и его группа развернули комплексную информационную кампанию, удачно использовав уже сложившиеся торгово-розничные отношения. Розничные торговцы хороши, помимо прочего, тем, что могут давать фермерам советы. И группа разработала программу обучения торговцев, чтобы они могли рассказывать фермерам, как повысить урожаи. Кроме того, группа набрала 45 местных агентов, которые на мотоциклах приезжали на фермы, засевали демонстрационные делянки и рекламировали ответственное земледелие. СМИ (в том числе передачи, которые фермеры могли слушать по своим мобильным телефонам) помогали программе расширять охват.

Мусиока, как и Монсон, черпал вдохновение за пределами своей отрасли. Он создал модель, в которой сочетались возможности крупной компании (агрономические знания, торгово-розничные отношения, узнаваемость бренда), помощь правильно подобранных партнеров и работа самостоятельных местных агентов, — и она оказалась удачной. По расчетам Syngenta, в 2012 году доход от продажи пакетиков Uwezo в Кении (там проживает менее 1% от мирового числа мелких фермеров) достигнет $6,5 млн. Компания планирует распространить программу на другие африканские и азиатские страны. Недавно она объявила о намерении за 10 лет создать в Африке миллиардный бизнес (в котором значительную роль будут играть Uwezo и сопутствующие программы), вложив в него более $500 млн. Попутно предстоит нанять и обучить примерно 700 агрономов, организовать сбытовые сети, материально-техническое обеспечение и местные промышленные предприятия. Если взглянуть шире, то общая ориентация Syngenta на инновации способствовала расцвету ассортимента, повышающего производительность угодий и фермерского труда. С 2006 по 2011 годы доходы компании выросли на 65% (из них $700 миллионов принесли новые товары), а чистая прибыль — более чем в два раза.

«Умные города» IBM

Пример Medtronic, Unilever и Syngenta показывает, что на развивающихся рынках инновации четвертой эпохи сулят громадный рост. Но методы четвертой эпохи применимы и на развитых рынках. В 2006 году изобретатель IBM и «катализатор» Колин Харрисон участвовал в джем-сешене по инновациям — в двух 72-часовых сеансах краудсорсинга, собравших 150 тыс. человек, — сотрудников, членов их семей, деловых партнеров и клиентов. Они затеяли онлайновый мозговой штурм, целью которого было придумать для IBM «фирмы роста» следущего поколения. Результатом этого мероприятия стали 10 небольших экспериментов, на которые IBM выделила $100 млн. Направления — вода, энергия, транспорт и медицина. В штаб-квартире компании в Армонке, штат Нью-Йорк, начала работу группа новой корпоративной стратегии, а Харрисон привносил в это дело венчурный дух. Обо всех своих идеях группа докладывала лично генеральному директору Сэму Палмизано.

У IBM такие ресурсы (и по части исследований и разработок, и по части реализации и маркетинга), о которых никакой стартап, поддержанный венчурным капиталом, и мечтать не может. Но в третью эпоху изобретательства она, как и многие другие международные компании, не сумела ими правильно распорядиться. (См. приложение «Четыре эпохи изобретательства в IBM».) Харрисон и его коллеги, тоже признанные «катализаторы», помогли переломить ситуацию. Так же, как Монсон, Джейн и Мусиока, Харрисон задействовал ресурсы, которые обычно были вне его контроля. «Вначале команда была крошечной, — говорит он. — Людей, с ­которыми я работаю, несколько сотен, но никто из них мне не подчиняется. В IBM, если хорошенько постараться, можно найти людей с какими угодно профессиональными знаниями». Сегодня демократизация инновационного процесса означает, что «катализаторы» даже без солидного бюджета и легионов подчиненных могут прио­брести громадное влияние. Харрисон возглавил эксперимент по разработке модели, который первоначально назывался «Планета измерений».

Его группа старалась ответить на вопрос: «Как IBM соединить свои технические навыки, виртуальную связь и датчики, приводы и чипы радиочастотной идентификации, чтобы как можно эффективнее следить за перемещениями людей и транспортных средств и работой энерго­систем?» Многие элементы пазла уже были, но компании требовались объединяющая идея и конкретное предложение в области услуг. Как всякий настоящий катализатор, Харрисон искал за пределами своей организации. В начале 2008 года он ознакомился с Масдар-Сити, градостроительным проектом в Абу-Даби, цель которого — создать город будущего, безотходный и с нейтральным уровнем эмиссии углерода. Он вспоминает: «Я понял, что этой-то идеи нам и не хватало, — что все, что мы хотели сделать, могло сосуществовать в одном месте, — и мне вдруг пришла в голову концепция комплексного центра городского управления». Так из «Планеты измерений» получился проект «Умные города» (часть инициативы IBM «Умная планета»). Это комплекс услуг в области технического оснащения городов, которые хотят экономить деньги и повышать уровень жизни, грамотнее управляя потреблением энергии, воды, транспортными потоками, парковкой, движением общественного транспорта и другими ресурсами.

Вот что дал проект IBM Стокгольму. Для решения проблемы транспортных пробок город планировал построить тоннель стоимо­стью $1 млрд. Это дорогостоящее мероприятие заняло бы много времени, «съело» бы большие запасы топлива и на долгие годы нарушило бы нормальный ритм жизни города. IBM предложила другой план: с помощью датчиков следить за каждой машиной из «умного» центра управ­ления и поощрять водителей материально за то, что они пользуются другими маршрутами или, когда это возможно, общественным ­транспортом. На то, чтобы ввести в действие план «Умные города», понадобилось в 10 раз меньше времени и денег, чем на строительство тоннеля. Выброс парниковых газов уменьшился на 17%, а перебои в движении транспорта сократились на 50%.

Готовы ли вы?

В прежнее время Монсон, Джейн, Мусиока и Харрисон могли бы успешно работать в некоммерческих организациях или стартапах, поддержанных венчурным капиталом. У них, собственно, много общего со стереотипными начинающими «гаражными» предпринимателями. Только «гараж» у них укомплектован совершенно замечательными инструментами. К сожалению, далеко не любая корпоративная среда благоприятна для перехода в четвертую эпоху изобретательства. Чтобы катализаторы могли развернуться по-настоящему, компании должны практиковать открытые инновации, подходить к их созданию системно, упрощать и децентрализовать механизмы принятия решений, быть ориентированными на обучение и терпимыми к неудачам. Кроме того, разработка преобразующих новаций должна стать постоянной задачей, одним из направлений деятельности. Многих руководителей организаций волнует вопрос, как обеспечить должные ­экономические стимулы для привлечения первоклассных изобретателей. Им сложно предложить столько, сколько, в прин­ципе, может заработать отдельный предприниматель.

Но, как пишет Дэниел Пинк в своей книге «Drive», вышедшей в 2009 году, дополнительные финансовые стимулы могут снизить эффективность при решении творче­ских задач. Пинк утверждает, что творческим людям надо предоставить автономию и возможность развивать мастерство. Кроме того, они должны понимать, ради чего работают. Все это повышает их мотивированность. Это в полной мере применимо к «катализаторам». Четвертая эпоха уже понемногу меняет устоявшиеся роли игроков на поле инноваций и создает новые. Венчурные капиталисты, помогавшие изо­бретателям третьей эпохи, должны представлять себе, как изменится их модель, если они рассчитывают остаться на плаву. Молодые изобретатели, полные решимости изменить мир, должны понимать, что работа на солидную компанию — не «продажа таланта», а способ максимизировать свои усилия.

Руководители организаций должны критически оценить сложившиеся у них в компаниях условия с точки зрения их благоприятности для «катализаторов». Сотрудники, понимающие, что у них в компаниях нет хороших условий для изобретательской деятельности, должны подумать о том, где такие условия есть и не стоит ли туда перебраться. «Катализаторы», которые находятся еще в самом начале пути, должны укреплять силу духа, поскольку легкой жизни им никто не обещает. Когда Юри Джейна из Unilever спрашивают, что бы он посоветовал другим «катализаторам», он говорит о целеустремленности и настойчивости: «Это постоянная борьба. Если вы не верите в проект, вы столкнетесь с чудовищными препятствиями».

Предприниматели и впредь будут создавать потрясающие предприятия, а некоммерческие организации не утратят своей озабоченности совершенствованием общества. Но сегодня людей, способных изменить мир, можно найти и в кабинетах и залах для совещаний крупных фирм, и в Силиконовой долине, и на конференциях, посвященных воздействию на социальную среду. Добро пожаловать в четвертую эпоху изобретательства!

* деятельность на территории РФ запрещена