«Вы отрубаете ему руку»: как зарабатывать на проблемных активах в России | Большие Идеи

・ Управление изменениями

«Вы отрубаете ему руку»: как зарабатывать на проблемных активах
в России

Что нужно знать об инвестициях в проблемные активы и ситуации

Автор: Дмитрий Мигель

«Вы отрубаете ему руку»: как зарабатывать на проблемных активах в России
Евгений Разумный / "Ведомости"

читайте также

«Никто даже не мог предположить, во что это выльется»

Юлия Фуколова

Как работает теория пяти конкурентных сил

Майкл Портер

Как заставить оппонента играть честно

Дэниел Канеман,  Макс Базерман

Обновление бизнес-модели: четыре пути

Гиротра Каран,  Нетесин Сергей

Владимир Путин в одном из своих интервью, говоря о президенте США Бараке Обаме, сказал: «Многие недооценивают этого человека. А на самом деле про таких людей говорят: “With balls”». То же самое можно сказать об инвестициях в проблемные активы — зарабатывать на этом бизнесе можно только «with balls». Сегодня я хочу рассказать об особенностях работы с проблемными активами в России; это может быть интересно собственникам бизнеса, руководству банков, частным инвесторам.

Что такое «проблемные активы»? Под названием «проблемные активы», или «проблемные ситуации», может скрываться очень широкий диапазон объектов для инвестирования. В качестве таковых могут выступать как отдельные физические активы (обычно объекты недвижимости: жилые или производственные недострои, участки земли либо производственные помещения, где ведет бизнес проблемное предприятие), так и обязательства — задолженность по кредитам и займам или торговая задолженность. Иногда инвестор приобретает долю в капитале компании или «ситуацию» целиком, то есть 100% акций или долей (обычно за номинальную или условную стоимость) и выкупает обязательства.

Причины проблемности активов могут быть также очень разными. Их можно сгруппировать в три категории.

Проблемы с управлением. Более половины всех проблемных ситуаций (а по оценкам Turnaround Management Association — и вовсе более 85%) имеют внутренние причины и, в первую очередь, связаны с неэффективным менеджментом. Ошибки планирования, непрозрачная система отчетности, неразумные инвестиции или закредитованность, отсутствие системы риск-менеджмента, проблемы с персоналом — все это может привести к серьезным проблемам в рентабельности и к неспособности бизнеса генерировать денежные потоки.

Проблемы с оценкой — «недооцененные активы». Некоторые активы существенно зависят от рыночной оценки (объекты недвижимости, торгуемые товары, отдельные отрасли и ниши). Если цена на них находится в нижней фазе цикла (как, например, у биржевых металлов), они тоже становятся проблемными.

Проблемы с собственниками. Эта категория связана с конфликтными ситуациями, которые возникают, когда один акционер не может договориться с другим, например, о структуре собственности или о дивидендах, или расходится с ним во взглядах на будущее бизнеса. В итоге возникает корпоративный конфликт, перерастающий в судебное разбирательство.

Сложности работы. Помимо очевидной сложности — необходимости исправить ситуацию, решить проблемы и обеспечить денежный поток — в работе с проблемными активами в России есть еще немало препятствий, которые необходимо учитывать для достижения успеха.

Сложность первая. Отсутствие рынка. Есть отдельные игроки, отдельные сделки и некое состояние, в котором находятся потенциальные покупатели и продавцы, но системности и организованности нет вовсе.

Кто может продавать проблемные активы?

А) Иностранные собственники, которые по экономическим и/или политическим причинам хотят выйти из бизнеса в регионе.

Б) Банки, которые накопили большие портфели предпроблемной и проблемной задолженности.

В) Руководители компаний, которые хотят реализовать часть непрофильных/нестратегических активов в качестве источника дополнительного денежного потока.

Г) Российские собственники, желающие продать non-performing, то есть недействующие части бизнеса.

Кто может инвестировать в проблемные активы?

Специализированных «покупателей проблем» достаточно мало. Гораздо больше инвестиционных фондов, банков и частных инвесторов, которые, имея опыт в конкретных отраслях и свободные финансовые и управленческие ресурсы, готовы рискнуть на низком рынке. При этом требуемая доходность может достигать 200% и выше, а горизонт окупаемости может составлять 3—5 лет.

Несмотря на наличие такого обширного списка потенциальных продавцов и покупателей, формирование рынка идет сложно: на практике сделок происходит крайне мало, а в публичное пространство информации попадает еще меньше.

Сложность вторая. Неразвитость инфраструктуры. Инфраструктура в данном случае — это профессиональные участники рынка, обеспечивающие его эффективную работу: в первую очередь подготовку и проведение сделок, оздоровление активов и решение проблем. Такими профессиональными участниками являются финансовые, юридические и управленческие консультанты. И если юридических консультантов — как международных, так и российских — на рынке множество, то профессиональную финансовую и управленческую помощь может оказать только ограниченный круг: две из четырех компаний «большой четверки», одна из трех компаний «большой тройки» стратегических консультантов, и одна компания-консультант по антикризисному управлению. Конечно, есть и российские компании, но их сложно сравнивать с международными по уровню независимости и деловой репутации.

Сложность третья. Отсутствие доверия. Это, возможно, одна из самых больших проблем в российском бизнесе в целом. В то время, как в США и Европе разработаны специальные правила поведения в условиях необходимости реструктуризации, и участники процесса придерживаются этих правил (не всегда закрепленных между сторонами формально), в России все еще силен соблазн первым «добежать» до актива, вывести денежные потоки, «обезопасить» залоги. Такая практика сложилась, конечно, как ответ на мошеннические действия со стороны как компаний, так и банков при использовании кредитных средств и в процессе множественных фиктивных реструктуризаций. Однако и сейчас, когда за столом переговоров собираются честные и ответственные банкиры и кредиторы, преодолеть барьер недоверия крайне сложно.

Что делать? Следующие шаги помогут максимизировать стоимость, получаемую как продавцом, так и инвестором в проблемные активы.

1. Стратегия работы. Если вы покупатель проблемного актива, необходимо четко понимать, в чем причины проблемности актива (обычно это несколько взаимосвязанных причин) и к какой категории каждая из причин относится. Исследование причин называется независимым анализом бизнеса (англ. Independent Business Review, IBR). Он должен показать, какая стратегия работы с активом будет наиболее эффективной; достаточно ли инвестору иметь отраслевую экспертизу или необходимо также искать CRO (Chief Restructuring Officer, директор по реструктуризации); необходимо ли привлечь специалистов по расследованию финансового мошенничества или юристов, имеющих опыт в корпоративных спорах; нужно ли в первую очередь озаботиться физической сохранностью актива и бесперебойностью деятельности. Ответы на эти вопросы должны содержаться в отчете IBR. По итогам исследования должна быть разработана стратегия наилучшего оздоровления актива и выхода из него.

Если вы продавец проблемного актива, то вам лучше провести аналогичную работу самостоятельно, чтобы понять, каковы перспективы продажи и на каких покупателей стоит ориентироваться в первую очередь.

2. Финансовая модель. На различных встречах профессиональных сообществ я часто спорю с коллегами о том, насколько сильно изменился портрет проблемной компании и компетенции ее руководителей за прошедшие (и продолжающиеся) кризисы в России. Мое мнение: изменились несильно. Особенно хорошо это видно на примере такого инструмента, как финансовая модель. Модель прогнозных денежных потоков компании на ближайшие 3—5 лет – это обязательный атрибут любой компании в кризисные времена, и тем более компании в проблемной ситуации с активами, долгом или акционерами.

Как инвестор, так и продавец многократно уменьшают риск принятия неправильных решений при наличии финансовой модели. Она может показать различные сценарии развития компании, которая дает возможность проводить анализ чувствительности, моделировать реструктуризацию активов, долга и капитала, и при этом не является чересчур детальной или громоздкой для работы и регулярного обновления. На практике слишком много банков и «проблемных» компаний все еще пользуются «расчетными таблицами» в несколько строк в Excel, чтобы принимать важные стратегические решения.

3. Руководство компании. И разумеется, активом надо управлять для получения устойчивого положительного результата. Как отмечалось выше, существенная часть проблем кроется в неэффективном руководстве. Инвестору проблемного актива необходимо обеспечить либо полную замену ключевой управленческой команды, либо существенное ее усиление — там, где это потребуется по результатам IBR. Лучшей практикой считается также привлечение специализированного антикризисного управленца — CRO, директора по реструктуризации. Такой директор должен обладать, с одной стороны, опытом управления в кризисных ситуациях (оперативное принятие решений, проектный менеджмент, ориентирование на скорейший выход из кризиса), а с другой, отраслевой экспертизой, опытом работы и контактами в отрасли, где функционирует проблемный бизнес. Найти таких людей достаточно сложно: при большом количестве отраслевых специалистов очень немногие могут выступать независимыми антикризисными менеджерами — либо ввиду своей аффилированности, либо потому, что не умеют проводить финансовое оздоровление. В этом случае следует обращаться к профессиональным консультантам.

Ветер перемен. Работа с проблемными активами — один из самых неоднозначных способов заработка на российском рынке. Но количество потенциальных объектов инвестирования очень велико, диапазон потенциальных инвестиций широк и возможности роста не ограничены. Самое сложное в этом процессе — необходимость меняться. Один из моих клиентов, собственник проблемного бизнеса на юге России, обсуждал с менеджером проекта по оздоровлению основные проблемы в бизнес-модели компании. Менеджер привел много доводов, почему сложившаяся бизнес-модель больше не работает. Собственник спросил менеджера, есть ли у него дети? «Да, есть», — ответил озадаченный менеджер. «А для меня, — сказал собственник, — мой ребенок — это мой бизнес. И вы сейчас [рассказывая о том, почему бизнес устроен неправильно] отрубаете ему руку». Очевидно, что собственник очень не хотел меняться. Он не стал внедрять предложенную нами программу оздоровления и через год потерял бизнес.

Об авторе. Дмитрий Мигель — соруководитель группы реструктуризации и антикризисного управления в компании EY.