Почему сейчас ваши сотрудники не должны и не могут быть идеальными | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему сейчас ваши сотрудники не должны и не могут
быть идеальными

Как пандемия может изменить отношение к кадрам

Автор: Джоан Уильямс

Почему сейчас ваши сотрудники не должны и не могут быть идеальными
Фото: DMITRI OTIS/GETTY IMAGES

читайте также

NFT-токены — мода или основа будущего?

Арун Сундарараджан

Что делать, если бизнес растет быстрее, чем команда

Евгения Тюрикова

Корпоративное обучение не должно быть скучным

Дункан Уордл

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Сегодня, когда большинство из нас работает из дома, рабочий день в США увеличился на 40%, или примерно на три часа — больше, чем в любой другой стране мира. Да, я проверяла эту информацию. И тоже не могла в это поверить. Проблема в том, что такая занятость и продуктивность очень дорого обходятся. Многие работающие сейчас работают минимум за троих — за себя, за воспитателя из детского сада и за школьного учителя своих детей. И при этом работодатели, по-видимому, чаще всего об этом не задумываются. Во многих компаниях, насколько мне известно, сотрудников даже заверяют, что всем удается выполнять задачи на 100% или близко к тому. Почему же менеджеры не видят здесь проблемы?

Дело в привычном всеобщем преклонении перед образом «идеального работника». Обычно это в нашем понимании человек, который с ранней молодости лет сорок непрерывно трудится в полную силу на полный рабочий день. Эти представления восходят к модели семьи с распределением ролей между главным добытчиком и хранительницей очага. Она складывалась со времен промышленной революции и довольно успешно функционировала примерно до 1960-х гг. — до тех пор пока женщины не стали массово выходить на рынок труда. Именно для них норма «идеального работника» долгое время создавала и создает особенные трудности, ведь им приходится не только работать, но еще и брать на себя домашние и семейные обязанности.

Но стандарт «идеального работника» разрушителен не только для женщин. По данным недавнего опроса, 14% женщин в настоящее время задумываются об увольнении, не имея возможности успевать и по работе, и дома по семейным обстоятельствам в связи с пандемией COVID-19. Но, пожалуй, более неожиданно, что такой вариант рассматривают и 11% мужчин. В моей организации работает горячая линия по проблемам дискриминации в связи с семейными вопросами, и к нам постоянно обращаются мужчины, сталкивающиеся в своих компаниях с устаревшими нормами, по которым тому, кто несет «основную» нагрузку по уходу за ребенком, полагается несколько месяцев отпуска, а второму родителю — гораздо меньше. Сегодня можно видеть, как пандемия выравнивает ситуацию, и многим мужчинам приходится брать на себя больше обязанностей в семье, чем раньше. Это не попытка отрицать, что женщины делают больше; речь о том, что сегодня очень часто ни женщины, ни мужчины уже не являются идеальными работниками прошлого. Сегодня разделительная полоса проходит между теми, у кого есть дети, и теми, у кого их нет. «Я заметил огромную разницу по своим коллегам-адвокатам. Те, у кого нет детей, в основном успевают массу всего. А те, кто сейчас сидит дома с детьми, будто тонут в трясине дел», — говорит Гордон Кнапп, юрист из Сан-Франциско.

Определенно, мы видим, как сегодня рушится представление об идеальном работнике, чьи семейные вопросы предусмотрительно и аккуратно скрыты от глаз. До пандемии COVID-19 многие родители пытались как-то выкрутиться, чтобы попасть на школьный спектакль к ребенку или провести тренировку для детской футбольной команды. Если нужно было побыть с младенцем, они сидели с ним в припаркованной рядом с работой машине, а чтобы отвести к врачу престарелых родителей, старались незаметно ускользнуть из офиса. Теперь позиции этих неписаных запретов заметно пошатнулись, потому что прятаться стало невозможно. Да и само понимание неприемлемого поменялось: нелепо теперь выглядит старомодная позиция мужчин, которых смущает появление рядом их собственных детей, как получилось в сюжете с комментатором BBC (правда, шутить над этим тоже несправедливо, ведь реакция отца отражает принятые в обществе взгляды).

Пандемия COVID обнаружила противоречие в установках между старшими поколениями идеальных работников и более молодыми мужчинами, в понимании которых хороший отец — тот, кто ежедневно заботится о своем ребенке. Один из штатных юристов крупной компании поделился со мной: «Руководство стало как-то по-человечески ближе, потому что у них тоже в разговоре постоянно проскальзывает, как они управляются с детьми, домашними питомцами, заботятся о 72-летней маме. Они дают понять, что мы все сейчас оказались в одинаковой ситуации».

Если нам когда-нибудь пришлось бы попрощаться с представлениями об идеальном работнике, то сейчас для этого самое время. По окончании пандемии важно переформулировать понятия профессиональной нормы, чтобы они соответствовали сегодняшним условиям, а не реалиям полувековой давности. Если вы задумываетесь о вовлеченности, это путь вперед. (Если нет, стоило бы это делать: недавнее исследование показало, что потери работодателей от невовлеченных сотрудников оцениваются в 34% выплачиваемой таким сотрудникам годовой зарплаты.)

Первый шаг — официально закрепить режим удаленной работы. Я и многие другие сторонники этой идеи давно убеждены, что единственное, что мешает широкому распространению такой практики, — недостаток воображения. Но этой проблемы больше нет. В ситуации пандемии COVID-19 многие рабочие места, которые было «невозможно перевести в удаленный формат», успешно в этот формат переведены, причем в кратчайшие сроки и с минимальными расходами. Весной 2020 года сложились три важных составляющих, с которыми то, что сложно было представить, стало вполне выполнимым. Компании уделили время и вложили средства в организацию бесперебойного удаленного доступа. Сотрудники старшего поколения, ранее не справлявшиеся с техническими вопросами, нашли время во всем разобраться. А руководители определились, как руководить, не стоя за спиной у подчиненных. То, что невозможно было представить, стало не просто вполне реальным, но и совершенно рядовым и обыденным.

И все же нужно отдавать себе отчет, что дистанционная работа в долгосрочной перспективе — совсем не то же, что домашний офис в ситуации кризиса, в котором сегодня оказались все. Удаленная работа требует возможности отправить ребенка в дневные часы в детский сад. Важны условия, в которых можно не отвлекаться. К примеру, для занятых с почасовыми контрактами в Калифорнии и других штатах в удаленном формате важно предусмотреть закрепленные законом меры защиты прав работающих: перерывы на еду, отдых и т. д. Во многих компаниях потребуется и прописать ограничения на сверхурочную работу.

На более глубинном уровне компаниям нужно проанализировать оптимальную роль удаленной занятости на перспективу. Многочисленные исследования показывают, что в дистанционном режиме сотрудники часто более продуктивны — неудивительно, с учетом того, сколько времени уходит на разговоры о спорте у кулера. Удаленная работа также повышает вовлеченность и удовлетворенность сотрудников и снижает вероятность увольнения. На удаленке чаще и работают больше — тоже понятно, если учесть, что в среднем американцы тратят 54 минуты в день на проезд.

Не нужно подходить к дистанционной работе с позиций «все или ничего». Во многих специальностях и для многих компаний самое сложное — найти нужный баланс удаленной и офисной занятости. Работники интеллектуального труда, имея возможность периодически свободно общаться с коллегами, должны оставлять время для уединенной работы над выполнением поставленной задачи, и чаще всего такие часы могут быть наиболее продуктивны вне офиса. Для каждой компании, должности и каждого отдельного сотрудника правильное соотношение удаленной работы и необходимого личного присутствия будет различаться.

Как сказал один мудрый человек, кризисами не разбрасываются. Не стоит упускать случай и в этот раз. Вместо этого постараемся вместе сделать так, чтобы полезным уроком этой огромной и страшной пандемии стало новое понимание роли работника — амбициозного, нацеленного на результат и заинтересованного, но еще и ищущего баланс между профессиональными обязанностями и заботой о близких. Когда 30 млн детей не идут в школу, работодатели просто не могут этого не учитывать.

Об авторе

Джоан Уильямс (Joan C. Williams) — почетный профессор права, директор-основатель Center for WorkLife Law в Колледже права Хастингса при Калифорнийском университете. Автор книги «White Working Class: Overcoming Class Cluelessness in America».