Вас запугивают? Разверните разговор на 180 градусов | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вас запугивают? Разверните разговор на
180 градусов

Главное — не дрогнуть под атакой «запугивателя».

Автор: Джон Коттер

Вас запугивают? Разверните разговор на 180 градусов

читайте также

Национальный вопрос

Джеффри Джонс

Не дайте нервному истощению застать себя врасплох

Стивен Д'Суза

Африканский урок для мира инноваций

Лорен Коэн,  Майк Читави,  Спенсер Хагист

Не лайком единым: как не ошибиться с выбором SMM-стратегии

Кит А. Кесенберри

Страх — необыкновенно сильная эмоция. И потому запугивание — одна из самых эффективных стратегий, губящих хорошие идеи. Когда нарастает тревожность, тщательно проверить ценность того или иного предложения трудно, а то и вовсе невозможно. Самый распространенный довод против новой идеи: «Вы отвергаете наши фундаментальные корпоративные ценности». Это прием запугивания.

Давайте будем исходить из предположения, что вы никоим образом не затрагиваете ценности компании. И все равно достаточно намека, что ваша идея подвергает опасности священные основы организации — и на том разговор закончен. Вас выставили на позорище: вы пошли против традиции, духа, основ существования компании. Вы разрываетесь между вопросами «Как такое могло произойти?» и «Как это исправить?». Исправить не так уж трудно: сию же минуту переформатируйте разговор, спокойно изложив, каким образом ваше предложение, напротив, укрепляет ценности фирмы.

Казалось бы, очевидное решение, но я посвящаю ему отдельный блог, потому что им слишком часто пренебрегают даже самые опытные люди. Разберем пример: сеть региональных магазинов электротоваров (ее возглавляет Джой) много лет жестко соперничает с другой региональной сетью (ее возглавлял Боб). И вдруг Боб предлагает выкупить бизнес Джоя. Джой тщательно изучает предложение и приходит к выводу, что оно выгодно и акционерам, и сотрудникам, и покупателям в целом. Но когда он представляет это предложение своим людям, он сталкивается с «войной ценностей». Старый сотрудник пускается рассуждать о том, как Боб, якобы, однажды обманул покупателей, и старина Джой никогда бы не продал ему свое дело, потому что Боб не уважает его ценности.

Вывод: продать компанию — значит поступиться тем, во что всегда верили и основатель компании, и его преданные сотрудники. Другие участники собрания, которые поначалу одобрили предложение, теперь уже не кивают в унисон. Запугивание сработало.

Наиболее типичная (и наиболее неэффективная) реакция — отмахнуться от приведенного стариком примера, как от чего-то малозначительного: «Это отдельный случай, он ничего не доказывает. Наверное, и о нас где-то такое рассказывают». Этот ответ не поможет, потому что аудитория запаниковала, а страх не лечится коротким разумным ответом.

Читайте материал по теме: Как разговаривать с нервным человеком

Более эффективный подход — рассказать, как слияние поспособствует укреплению корпоративных ценностей компании. Так, в нашем примере гендиректор говорит: «Отчасти вы правы. Думаю, все мы искренне заботимся о наших клиентах. Но, хотим мы того или нет, в регион скоро придут огромные универсамы, а они работают не по таким принципам — зато конкуренцию составляют самую серьезную. Благодаря своим размерам они могут скупать оптом огромные партии товара и снижать розничные цены. Мы уже видели, как такие гиганты душат традиционные компании вроде нашей. Тут-то нам и придется расстаться со своими ценностями. А это слияние повысит нашу конкурентоспособность, и мы сможем укрепить свои ценности и прекрасно обслуживать клиентов в будущем».

Разумеется, это лишь один пример того, как можно защититься от обвинения, будто вы порываете с корпоративными ценностями. Главное — не дрогнуть под атакой «запугивателя» и тут же на 180 градусов повернуть разговор, доказать, почему ваше предложение как раз и необходимо принять, чтобы сохранить эти самые ценности. Ведь вы с таким прицелом и продумывали свое предложение, не правда ли?

Читайте по теме: