В ожидании кентавров: чего не хватает корпоративной культуре в России | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В ожидании кентавров: чего не хватает корпоративной культуре
в России

Что думают о корпоративной культуре лидеры российских компаний

Автор: Филип Гаджен

В ожидании кентавров: чего не хватает корпоративной культуре в России
Фото: Sam Korovich / Unsplash

читайте также

Что отличает успешные бизнес-акселераторы

Бенджамин Халлен ,  Кристофер Бинхэм,  Сьюзан Коэн

Как эго может испортить вашу карьеру

Жаклин Картер,  Расмус Хогард

IBM: 5 шагов для достижения успеха

Брэд Пауэр

Четыре приема, которые помогут ответить даже на самые непростые вопросы

Кэролайн Уэбб

В январе — марте 2019 году международная консалтинговая фирма Oliver Wyman провела исследование корпоративной культуры в России. Это была серия глубинных интервью с лидерами российских компаний о разных аспектах культуры: ее значении, уровне развития, восприятии со стороны сотрудников, руководства компаний, и общества в целом. В исследовании приняли участие руководители, HR-директора и эксперты компаний различных сфер экономики: финансовый сектор, промышленность, добывающие компании, розничная торговля, телеком, ИТ, образование и др. Участвовали представители компаний как российского происхождения, так и представительства международных предприятий. В ходе бесед респонденты рассуждали о том, какую роль корпоративная культура играет в коммерческой деятельности организаций и в кадровых стратегиях. Авторы исследования ранжировали факторы, наиболее часто называвшиеся в качестве ключевых, и разбили их на две категории: основные и фоновые. Основные факторы — это те, которые служат главной причиной для работы над корпоративной культурой и которые тесно связаны со стратегией развития конкретной компании. К основным факторам относятся: 1. Привлечение и удержание перспективных кадров. 2. Продвижение клиентоцентричности. 3. Формирование имиджа компании как надежного и сильного партнера (для поставщиков, международных клиентов) 4. Соответствие новым условиям работы (например, вследствие цифровой трансформации). Следующие факторы были отнесены к категории фоновых: 1. Воплощение философии основателя бизнеса. 2. Обеспечение рабочей дисциплины, стремление к минимизации затрат. 3. Фокус на коммерческом успехе (продажи). 4. Предотвращение мошенничества и борьба с коррупцией («культура управления рисками»). Фоновые факторы также очень важны, хотя часто воспринимаются как должное — либо потому что обусловлены законом, либо в силу сохранившихся традиций, стереотипов. Одним из ключевых наблюдений, высказанных респондентами, стало то, что, несмотря на признание высокой роли культуры в жизни любой организации, руководство компаний не всегда осознает и культивирует ее. Причин названо несколько: не хватает времени, энергии и внимания или нет инструментов, методов и хороших практик. Есть и более тревожные сигналы: усталость в деловых кругах, нежелание вкладываться в развитие, строить долгосрочные планы, боязнь неудачи из-за внешних причин. Во второй части исследования Oliver Wyman была предпринята попытка разобраться в аспектах, характерных для российской корпоративной культуры, выявить имеющиеся сильные стороны, на которые компании могли бы опереться, а также определить области потенциальных улучшений, предоставляющие возможности для роста. Рассматривались, в частности, следующие характеристики культуры:

  • лидерство и качества лидера;

  • предоставление полномочий и развитие инициативности сотрудников, рабочая среда;

  • коммуникации как ключевой канал развития культуры бизнеса;

  • реализация изменений.