читайте также
В январе — марте 2019 году международная консалтинговая фирма Oliver Wyman провела исследование корпоративной культуры в России. Это была серия глубинных интервью с лидерами российских компаний о разных аспектах культуры: ее значении, уровне развития, восприятии со стороны сотрудников, руководства компаний, и общества в целом. В исследовании приняли участие руководители, HR-директора и эксперты компаний различных сфер экономики: финансовый сектор, промышленность, добывающие компании, розничная торговля, телеком, ИТ, образование и др. Участвовали представители компаний как российского происхождения, так и представительства международных предприятий. В ходе бесед респонденты рассуждали о том, какую роль корпоративная культура играет в коммерческой деятельности организаций и в кадровых стратегиях. Авторы исследования ранжировали факторы, наиболее часто называвшиеся в качестве ключевых, и разбили их на две категории: основные и фоновые. Основные факторы — это те, которые служат главной причиной для работы над корпоративной культурой и которые тесно связаны со стратегией развития конкретной компании. К основным факторам относятся: 1. Привлечение и удержание перспективных кадров. 2. Продвижение клиентоцентричности. 3. Формирование имиджа компании как надежного и сильного партнера (для поставщиков, международных клиентов) 4. Соответствие новым условиям работы (например, вследствие цифровой трансформации). Следующие факторы были отнесены к категории фоновых: 1. Воплощение философии основателя бизнеса. 2. Обеспечение рабочей дисциплины, стремление к минимизации затрат. 3. Фокус на коммерческом успехе (продажи). 4. Предотвращение мошенничества и борьба с коррупцией («культура управления рисками»). Фоновые факторы также очень важны, хотя часто воспринимаются как должное — либо потому что обусловлены законом, либо в силу сохранившихся традиций, стереотипов. Одним из ключевых наблюдений, высказанных респондентами, стало то, что, несмотря на признание высокой роли культуры в жизни любой организации, руководство компаний не всегда осознает и культивирует ее. Причин названо несколько: не хватает времени, энергии и внимания или нет инструментов, методов и хороших практик. Есть и более тревожные сигналы: усталость в деловых кругах, нежелание вкладываться в развитие, строить долгосрочные планы, боязнь неудачи из-за внешних причин. Во второй части исследования Oliver Wyman была предпринята попытка разобраться в аспектах, характерных для российской корпоративной культуры, выявить имеющиеся сильные стороны, на которые компании могли бы опереться, а также определить области потенциальных улучшений, предоставляющие возможности для роста. Рассматривались, в частности, следующие характеристики культуры:
лидерство и качества лидера;
предоставление полномочий и развитие инициативности сотрудников, рабочая среда;
коммуникации как ключевой канал развития культуры бизнеса;
реализация изменений.