Почему организациям стоит брать пример с муравейника | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему организациям стоит брать пример
с муравейника

Что же произойдет, если мы перестанем сопротивляться и сделаем шаг навстречу пугающему хаосу?

Автор: Эндрю Смарт

Почему организациям стоит брать пример с муравейника

читайте также

Корпорация психопатов

Ирина Трушина

«Зрителя надо постоянно удивлять»

Юлия Фуколова

Венчурному капиталисту

Осторожно, фальшивое повышение!

Мита Маллик

Представьте себе обыкновенного муравья. По своей генетической природе все его существование сведено к сумме нескольких простых поведенческих функций и не представляет из себя ничего замысловатого. Но при этом коллективное поведение колонии муравьев – это на редкость сложное явление. Муравьи демонстрируют высокую степень адаптивности и даже в некотором смысле креативные задатки. Их колония – это довольно сложно структурированная социальная организация.

Теперь представьте себе среднего человека. Большинство из нас как личности довольно креативны и умеют легко приспосабливаться. Однако крупные организации, в которых мы работаем, часто напротив не способны к адаптации и не готовы к нововведениям.

Почему муравейники как система лучше суммы своих отдельно взятых муравьев, в то время как человеческие управленческие структуры и компании, как правило, хуже?

Я думаю, дело в том, что человеческие и муравьиные сообщества по-разному реагируют на ситуации неопределенности. В моей новой книге я много рассказывал о том, как колонии муравьев используют состояние хаоса и отсутствия лидера как возможность приобрести новые навыки. Когда муравейник исследует новую среду (например, чей-то дом), муравьи-фуражиры блуждают без особой цели до той поры, пока не найдут что-то интересное, например, кусочек фрукта на полу. Муравьи очень быстро передают друг другу информацию о местонахождении этого объекта и скоро тысячи муравьев уже тащат разделанный на кусочки фрукт обратно к себе в колонию. Если же им не нужна еда, они просто увеличивают хаотичность своих поисков. Дебора Гордон, специалист-инсектолог из Стенфорда, пишет: «Надежность муравьиных поведенческих алгоритмов демонстрирует нам, что порой признание несовершенства может привести к более здравым решениям». Муравьи – это один из самых успешных видов на планете, по общей биомассе сравнимых с людьми. И это притом, что они не имеют централизованного контроля, «стратегии по добыванию пищи» или системы управления рисками.

Человеческие организации применяют кардинально другой подход к исследованию нового и демонстрируют совершенно иное отношение к неудачам. Большинство пытается уменьшить процент случайности, а руководители начинают проводить исследования по технической осуществимости проекта, по анализу рисков и сокращению бюджетов, стандартизируя и усложняя процессы. Если проект оказывается не готов в сроки или превышает запланированный бюджет, что случается довольно часто, это приводит к утомительным обсуждением и презентациям в PowerPoint на тему уроков, которые все должны извлечь из этой ситуации с тем, чтобы в дальнейшем подобное не повторилось (что может оказаться попросту бессмысленным). Даже успешные компании не могут устоять перед соблазном снизить риски и хаотичность.

Что же произойдет, если мы перестанем сопротивляться и сделаем шаг навстречу пугающему хаосу? Организации, наконец, начнут приобретать новые навыки, точно так же, как отдельные личности, когда те сталкиваются с чем-то необычным. Ученые объяснили это следующим образом: если случается непредвиденное, то человеческий мозг реагирует на это концентрацией внимания и увеличением уровня стресса. Например, если прямо перед вами вдруг выскакивает автомобиль, на несколько секунд вы будете абсолютно поглощены тем, как избежать столкновения, а все остальные мысли на это время будут просто отсутствовать в вашем сознании. Чем более неожиданно событие, с которым пришлось столкнуться, тем лучше вы его запомните и тем большему вы в результате научитесь.

Таким образом, незапланированные ситуации приносят нам новую полезную информацию. И организации, которые прилагают слишком много усилий по планированию, отслеживанию и мониторингу с целью уменьшения возможности возникновений подобных ситуаций, лишают себя возможности доступа к получению и распространению новых знаний, а следовательно, и к обучению. Нововведения замедляются, и фирма либо регрессирует, либо ее опережают более активные конкуренты.

Такие организации, как Valve, компания-разработчик компьютерных игр, или Netflix, поставщик видеопродукции, как раз научились ослаблять контроль и увеличивать долю хаотичности (в рабочем процессе), а также использовать по максимуму индивидуальные креативные качества отдельных сотрудников. Остальным компаниям тоже стоит брать пример с муравейников.

Читайте по теме: