Как Сингапур стал предпринимательским раем | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как Сингапур стал
предпринимательским раем

Сингапур часто ставят на первое место в мире по удобству ведения бизнеса.

Автор: Скотт Энтони

Как Сингапур стал предпринимательским раем

читайте также

Бунтарские решения

Франческа Джино

Когда продаешь идею, жесты важнее слов

Николь Торрес

Как повысить жизнестойкость вашего бизнеса

Кевин Уитакер,  Мартин Ривз

Нам нужны другие маски

Абраар Каран,  Девабхактуни Срикришна,  Дэвид Бейер,  Рану С. Дхиллон

«Ты чокнулся!» — вот что мне чаще всего отвечали американские венчурные капиталисты, когда я делился планами переехать вместе с семьей в Сингапур и лично следить за ростом филиала Innosight, которому предстояло заняться вопросами инвестиции и бизнес-инкубации. Поскольку я прежде инвестициями не занимался, я старался набраться мудрости у специалистов. Но разговоры складывались примерно в таком духе:

— С какой стати в Сингапур? Там ничего интересного не предвидится.

Ну да, соглашался я. На тот момент Сингапур не мог похвастаться множеством стартапов. Но предпосылки — как раз подходящие для того, чтобы начать что-то делать. Там, словно в Силиконовой долине, сложились мощные исследовательские институты на фоне очень мягкого к конкуренции законодательства — условия, которые, согласно последним научным выводам, наилучшим образом способствуют инновациям. Сингапур можно также сравнить с Израилем — маленькая территория, природные ресурсы ограничены, а значит, для экономического роста требуются макроэкономические инновации. Обе страны поощряют иммиграцию квалифицированных специалистов, в обеих обязательная военная служба (в Израиле также и для женщин); Дан Сенор и Сол Зингер в книге «Start-up Nation» называют израильскую армию рассадником инноваций.

— Да, но у израильтян и американцев инновации в крови, а сингапурцы вовсе к этому не склонны, — возражали мои собеседники.

— Назовите хотя бы один удачный сингапурский стартап. Мне ничего на ум не приходит.

Серьезный аргумент. Если бы в 2010 году я попросил сингапурцев перечислить успешные местные стартапы, они бы несколько минут раздумывали, а потом припомнили бы разве что Creative Labs. Эта компания стала пионером на рынке аудиотехники, она заняла нишу MP3 раньше, чем Apple. Но она была основана в 1981 году, и пик ее доходности прошел десять лет назад. В 2007 году компания была вычеркнута из котировок NASDAQ, и ее доходы существенно сократились.

Помня все эти предостережения, я все же прибыл в марте 2010 года в Сингапур. На первых порах и впрямь трудно было раздобыть интересные предложения по инвестициям. Парочку мы отыскали, но то была иголка в стоге сена — в огромном ворохе любительских, а то и откровенно наивных проектов.

Читайте материал по теме: Дядя, расскажите мне про Сингапур!

Перенесемся в 2015 год — остров преобразился до неузнаваемости! Десятки, если не сотни интереснейших стартапов, многие из них сосредоточены в 71-ом квартале, поблизости от кампуса INSEAD, Национального университета Сингапура и спонсируемых правительством инновационных бизнес-инкубаторов с названиями прямиком из сериала «Звездный путь»: как вам, к примеру, Fusionoplis и Biopolis? The Economist назвал 71-й квартал «самой плотной в мире предпринимательской экосистемой».

Когда мы только осваивались в Сингапуре, мы получали весть о создании стартапа раз в несколько месяцев, а уже через год инвесторы монетизировали свой успех, либо продавая акции и доли в деле, либо входя в более крупную компанию. Ныне стартапы возникают чуть ли не каждую неделю, инвестиции в отрасль высоких технологий возросли с $30 миллионов в 2011 году до миллиарда в 2013-м, а закрытий мы в 2014 году насчитали всего десять, и некоторые ликвидации в глобальных масштабах малозаметны, как клиентская служба ценой в $30 миллионов, приобретенная провайдером чата Zopim. Но были и крупные: японская интернет-компания Rakuten приобрела провайдера стрим-видео Viki за $200 миллионов.

Успех Сингапура особенно удивителен на фоне консервативной репутации этого острова-государства, особенно если сравнивать подобный успех с еще недавним застоем. Правительства всего мира стараются привлечь предпринимателей, получить новые рабочие места и вдохнуть жизнь в экономику — тем полезнее всмотреться в три элемента, которые в совокупности породили успех Сингапура.

Приветливая обстановка. Сингапур часто ставят на первое место в мире по удобству ведения бизнеса. Правила, разумеется, действуют и здесь, но они четко обозначены и не слишком обременительны. Создать новую компанию можно за считанные часы, а то и минуты. Интеллектуальная собственность строго оберегается, законы прозрачны. Вопросы иммиграции здесь обсуждаются столь же бурно, как и в других странах, но Сингапур облегчает приток высококвалифицированных специалистов, а инвесторам выдает особый бизнес-паспорт. Этот чистый, эффективно работающий остров-государство, имеет определенные преимущества по качеству жизни перед Шанхаем, Манилой, Джакартой и Бангкоком.

Читайте материал по теме: Урок истории для финансистов

Правительство позаботилось о том, чтобы избавиться от старого представления о своей стране как о неинтересном месте (страну даже в шутку называли «Singa-bore», то есть «скучный Сингапур»), мол, и развлечься там было негде. Теперь тут имеется два казино, киностудия, крупнейший в Азии аквариум, «ботанический сад, маскирующийся под парк аттракционов» (Gardens by the Bay), многопрофильный стадион на 55 тыс. мест, рестораны с мировой славой и современный аэропорт, позволяющий быстро покидать остров и возвращаться.

Серьезные правительственные инвестиции. Предприниматели давно уже рассчитывают на гранты и различные программы, облегчающие на первых порах развитие нового дела. В 2008 году в рамках National Framework for Innovation and Enterprise (NFIE) правительство создало Фонд (Early Stage Venture Investment Fund). Эта инициатива, вдохновленная совместной программой Израиля и США, которая называется Binational Industrial Research and Development Foundation, помогла пяти компаниям с венчурным капиталом получить значительную помощь от государства. Годом позже мы предложили правительству разработать в тех же рамках новую программу. В конце концов она получила название Technology Incubation Scheme (здесь любят слово «схема») и помогла привлечь в страну множество инвесторов на следующих условиях: они вкладывают 15% капитала, а государство — 85%.

Для нас этот уровень поддержки все изменил. Мы давно уже хотели заняться венчурными инвестициями. Но едва ли нам, оказавшимся за тысячи миль от американской штаб-квартиры, не имеющим большого опыта жизни и работы в этой стране, удалось бы без государственной поддержки получить достаточное финансирование, чтобы выстроить надежное портфолио перспективных проектов. Разумеется, это не было подарком. Всем участникам программ ESVF и TIS предстояло выполнять серьезные обязательства, тем более что государство не брало на себя содержание команды, а стартапу требуется, как правило, несколько лет, прежде чем он начнет приносить прибыль. Инвесторам нужно было найти деньги для того, чтобы внести свои 15% и покрыть дальнейшие расходы. В одну минуту экосистема не создается, но постоянные и упорные усилия правительства привели к стремительному росту стартапов Сингапура.

Читайте материал по теме: Как переспорить Милтона Фридмана

Широкое применение «мягкой силы» для преодоления скрытых препятствий. Давнее заблуждение: бизнесмены легко идут на риск, потому что почти ничего не имеют. Исследования показали, что решающим толчком к предпринимательству зачастую становится получение наследства или щедрый подарок. Потрясающее развитие Сингапура за последние полвека привело к тому, что многие граждане имеют некоторый запас денег и могут заняться новым делом, не рискуя последним долларом.

Однако еще десять лет тому назад лучшие кадры уходили в крупные банки или во власть: это казалось гораздо надежнее, чем открывать собственное дело. Зато в последние годы политические лидеры постоянно обсуждают тему предпринимательства и его роль в стране(посмотрите хотя бы запись в фейсбуке премьер-министра Ли Сяньлуна. Государство спонсирует инновационные программы университетов (студентов Национального университета Сингапура отправляют за границу для приобретения опыта в других бизнес-инкубаторах), государственная телекомпания MediaCorp (признаюсь, я вхожу в ее редсовет) несколько программ посвящает предпринимательству.

О том, как изменились времена, можно судить по Anafore, компании, которую мы финансировали два года назад. Ее предложение — программный продукт в виде сервиса. ReferralCandy помогает маленьким фирмам организовывать кампании по сбору клиентских отзывов. Ее основали два сингапурца, Динеш Раджу и Зак Чень, получившие образование за счет государства в одном из лучших университетов мира (Карнеги-Меллон). В предыдущем поколении такие выпускники либо шли на государственную службу, либо искали работу в другой стране, а ныне их компания разместилась в 71-ом квартале и быстро растет.

Читайте материал по теме: Как талант победил капитал

Эти три ингредиента формируют позитивный тренд: предприниматели добиваются успеха и готовы его повторить. Например, в 2010 году Мелвин Юань стал соучредителем YFind Technologies: умные технологии этой компании помогают найти человека в здании, проследив взаимодействие его смартфона с точками доступа Wi-Fi. На этой технологии основываются некоторые весьма ценные для бизнеса методики — например, в розничных магазинах, проанализировав передвижения покупателей, выявляются «горячие точки». В 2012 году мы финансировали этот стартап за счет фонда, в который государство вложило 85% средств, а в 2013 году компанию перекупил американский провайдер Wi-Fi услуг Ruckus Wireless. Юань хорошо заработал на этой сделке, и вирус предпринимательства забродил в его крови. Он решил создать новый проект — использовать подрывные инновации, чтобы люди, которые ищут оригинальные произведения искусства, могли сразу же найти еще не раскрученных художников во всех концах света.

Успешные сингапурские предприниматели уже вкладываются в следующее поколение стартапов. Например, Ниан Го, который в 2005 году основал Asian Food Channel, в 2011 вложился в Chope, региональный портал бронирования столиков в ресторанах (и мы опять же поддержали его финансами). После того как в 2013 году Scripps Networks Interactive приобрела Asian Food Channel, Го создал собственную инвестиционную фирму и собирается финансировать местные предприятия.

Во всем мире инвесторы начинают обращать внимание на Сингапур. Недавно 500 Startups Дейва Маклюра инвестировала в местный портал недвижимости. Известные в мире компании венчурного капитала, такие как Sequoia и DFJ, приходят на местный рынок. В феврале Тим Дрэпер («D» в DFJ) заявил, что Сингапур — отличная площадка для стартапов. В 2014 году правительство привлекло к участию в программе ESVF новые организации, среди них есть и старые игроки (Walden International, которая участвовала и в программе 2008 года), и действительно новые, как Monk’s Hill Ventures. Многие инвесторы используют Сингапур как трамплин, чтобы попасть на развивающие рынки региона — в Индонезию, на Филиппины, во Вьетнам. Если охватить перспективу в целом, то вот вам пример: из 156 компаний по программному обеспечению, основанных с 2003 года и общей стоимостью свыше миллиарда долларов, почти треть базируется в Азии.

Собирается уже критическая масса компаний — и инновационный конвейер Сингапура становится самодостаточным. Пока еще ни один местный стартап не вырвался на международный уровень, но я уверен, что в ближайшие пять лет это произойдет. Ставлю на RedMart, который может расширить свою деятельность — интернет-поставки продуктов в Сингапуре — и выйти на розничные продуктовые рынки Индонезии и других стран. А может быть, это будет Anchanto, один из наших стартапов, который создает платформу «логистики как услуги»: с ее помощью маленькие фирмы смогут войти в лабиринт интернет-торговли и преуспеть. А еще Clearbridge Biomedics с ее подрывными инновациями — диагностика рака с помощью «жидкой биопсии»; Garena, чья популярная гейм-платформа привлекла более 100 миллионов человек (и цена компании перевалила за психологический порог в $1 миллиард); Reebonz, чей luxury интернет-портал гремит на всю Юго-Восточную Азию. Я мог бы перечислить еще с десяток привлекательных местных стартапов.

Конечно, у каждого региона есть свои недостатки. Здесь имеется достаточный (или даже избыточный) посевной капитал и многие инвесторы готовы выписывать крупные чеки, чтобы хоть одной ногой ступить на этот рынок, и предпринимателей в Сингапуре за последние годы заметно прибавилось, но все еще трудно набрать действительно хорошую команду для создания новой компании. И риск «долины смерти», через которую фирма проходит на пути от многообещающего старта к реальной жизнеспособности, все еще очень велик.

Но если в ближайшие пять лет нынешний темп роста сохранится, меня уже не станут спрашивать, чем Сингапур так привлекателен для инвесторов.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена