Как освоиться на новой работе | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как освоиться на
новой работе

Что делать, чтобы наладить отношения в новом коллективе

Автор: Арт Маркман

Как освоиться на новой работе

читайте также

Чем занять обучаемые машины?

Эндрю Макафи,  Эрик Бриньолфссон

Как помочь коллеге развить эмоциональный интеллект

Энни Макки

Потребители готовы платить больше за меньшее

Чернев Александр

О чем следует помнить, нанимая на работу друзей

Джозеф Гренни

Приступать к новой работе на новом месте всегда волнительно. Может быть, вы не раз уже меняли работу, но все равно внезапно ощущаете себя так, будто пришли в первый раз в новый класс, и все на вас смотрят. Как справиться со всем этим в первые несколько недель, когда вы чувствуете себя не в своей тарелке? Есть ли вообще способ испытывать меньше напряжения, когда вы только что попали в новый коллектив? А если к вам приходит новый сотрудник, что вы можете сделать, чтобы ему было легче адаптироваться?

Чтобы ответить на эти вопросы и скорее войти в колею, важно понять причины, по которым подобного рода сложности могут возникнуть.

Неизвестность

Вы не знаете, чего ожидать, и это одна из главных причин того, что вы сейчас выбиты из колеи. Мозг подобен своего рода прогностической машине. Она хочет в точности предугадать, что произойдет; а когда нет уверенности в будущем, это может вызывать тревожность. Ровно по той же причине зарубежная поездка покажется более интересной постфактум, если сравнивать с эмоциями, переживаемыми человеком во время самой поездки.

В ситуациях, когда неясно, как действовать, мы зачастую выбираем бездействие. И на то есть пара причин. Во-первых, возросшая тревожность вынуждает нас избегать потенциальных угроз и потрясений. Во-вторых, когда все действительно оборачивается плохо, мы куда более склонны обвинять себя в том, что мы сделали, нежели в том, чего не сделали. Так мы убеждаем себя, что, не делая ничего, мы получим меньше проблем. Поэтому, когда мы не вполне уверены в происходящем, может быть трудно заговорить с новыми коллегами.

К тому же страшно сказать что-то не то. Даже разговаривая с близкими знакомыми, мы часто избегаем вещей, которые могут быть превратно истолкованы. При этом практика показывает, что люди на самом деле куда больше внимания уделяют сути сказанного, а не выбранным вами конкретным словам. Так что ваши коллеги едва ли составят о вас негативное впечатление, поскольку попросту не обратят внимания на то, из-за чего вы так переживаете. И нет ничего страшного в том, чтобы поболтать с новыми коллегами и уточнить, когда вам что-то непонятно.

Чтобы новому сотруднику было легче освоиться, постарайтесь сделать так, чтобы он почувствовал себя более уверенно в новой для него ситуации. Представьте его коллегам. Расскажите, как у вас проходит рабочий день. Если речь об удаленке, поставьте себе напоминание связываться с новым сотрудником хотя бы раз в день, чтобы человек не терялся в потоке задач.

Языковой барьер

Даже если вы готовы общаться, есть еще одна проблема: вы можете не знать местного «жаргона». У каждой организации в ходу свои сокращения, названия отделов и задач, свои обозначения каких-то понятий, мест и должностей. Складывается впечатление, что вас забросили в страну, где говорят на хоть и близком, но иностранном языке, — и с вашим знанием вы разве что можете понять, сколько всего вы еще пока не понимаете.

Перебивать людей и переспрашивать о значении непонятных слов бывает неловко. Целые предложения, сказанные на офисном жаргоне, могут звучать нечленораздельно для непосвященных («Надо было недавно получить ЕВПП и ВПР, чтобы одобрили один ПАР, который надо в ОСП закинуть»). Так что полезно воспользоваться услугами «переводчика». Спросите у кого-нибудь из коллег, сможет ли он составить для вас памятку-шпаргалку по основным сокращениям и «словечкам»; в некоторых компаниях это даже входит в общую программу адаптации новых сотрудников. А еще договоритесь с коллегами, что будете иногда просить их «перевести» незнакомые слова по электронной почте или в мессенджерах. Важно иметь такой спасательный круг, чтобы не утонуть в новой терминологии.

Если к вам в команду пришел новый сотрудник, постарайтесь встать на его место. Зачастую трудно осознать, насколько вы и ваш лексикон укоренены в традициях организации. Когда вы используете привычные вам словечки, старайтесь сразу же объяснять их значение, чтобы новые сотрудники к ним адаптировались, но не были совершенно сбиты с толку.

Здесь нет своих. По крайней мере, пока

Возможно, самое сложное в адаптации к новому рабочему месту — отсутствие группы людей, с которыми можно чувствовать себя комфортно. Исследования показывают, что наличие позитивных социальных контактов — ключевой фактор удовлетворенности работой и благополучия. Вы наблюдаете со стороны за группами людей, которые делятся друг с другом своими впечатлениями, и чувствуете себя посторонним или даже изолированным. Возможно, у вас недостаточно опыта встраивания в уже существующие социальные структуры, если только вам не приходилось часто переезжать. Обычно мы встречаемся с большим количеством новых людей в условиях, когда ситуация является новой для всех и социальная группа создается с нуля, как на первом курсе университета.

Помните, что потребуется время, и все остальные тоже когда-то были новичками. Можно для начала заговаривать в группах из нескольких человек. Узнайте их поближе, чтобы затем понять, как они общаются. Можно попытать удачу, если у вас предусмотрены кофе-брейки или общие обеды. Также довольно простой способ знакомства с новыми людьми — найти себе своеобразного «посла» и попросить его представить вас остальным. Не бойтесь обращаться с этим к коллегам: обычно люди более чем рады помочь с такими небольшими просьбами, особенно новичкам.

Если в вашей команде появился новый коллега, помогите ему встроиться в социальную среду. Необязательно становиться близким другом или обещать проводить время вместе после работы. Просто помогите человеку узнать пару-тройку коллег и включите его в рабочие обсуждения. Особенно это важно в случае с удаленными сотрудниками; большинство взаимодействий на удаленке требуют предварительного согласования, так что новые сотрудники рискуют быть обойденными и остаться в стороне. Налаживание связей с другими членами команды также увеличивает шансы на то, что люди останутся работать в компании дольше.

В конце концов, помните, что, скорее всего, вы переживаете куда больше, чем ваши коллеги, занятые каждодневной рутиной. Думайте о хорошем: через полтора месяца тревожность в основном сойдет на нет. У вас разовьются новые привычки, вы обнаружите, что понимаете уже хотя бы половину лексикона фирмы, и у вас будет пара прочных связей, коллег, которые смогут помочь вам освоиться.